Эксперимент эксперименту рознь, но доктор Пейтон Уэстлейк был вот настолько близок к тому, чтобы его карета никогда больше не превратилась в тыкву.

Опыты по регенерации человеческой кожи вошли в финальную стадию, но ткани упорно расползались по швам и клеткам ровно через 99 минут. И только тьма могла ненадолго продлить жизнь искусственному покрову.

И вот, на пороге открытия, в судьбу перспективного ученого, как всегда, вмешалась женщина. И ладно бы жена, так просто сожительница.

Когда его подружка Джулия раскопала компромат на видного бизнесмена, Пейтон и не предполагал, что его лицо намылят первым. Подручные предпринимателя, во главе с садистом-уголовником Робертом Дюрантом, ворвались в лабораторию ученого, замочили его помощника, а самого Пейтона хорошенько макнули фейсом в бурлящие кислотные жидкости. После чего, заметая следы, взорвали все к чертям собачьим. Но доктор оказался еще тем живчиком.

Пока ненаглядная Джулия оплакивала кусок уха (единственное, что обнаружила полиция на месте сгоревшей лаборатории), Пейтон оказался подопытной крысой в больничке, где его замотали в бинты по обычаям фараонов и удалили лишние нервы. Теперь новоявленная мумия не чувствует боли от ожогов, а неизрасходованные нейронные импульсы переводит в эмоции, в частности, гнев и отчаяние. С последним у Пейтона все в порядке: его враги по-прежнему на свободе, девушка крутит роман с тем самым подонком-бизнесменом, а сам ученый вынужден бомжевать и скрывать свое уродство.

Но справедливость – упрямая штука. Собрав остатки гордости и оборудования, доктор Уэстлейк уходит в подполье, где не только воссоздает собственное лицо, но и аки Фантомас примеряет внешность своих недругов. Вернуть жизнь в прежнем радужном обличье Пейтону уже не удастся. Остается лишь шанс испортить ее другим…

Короткой дорогой режиссер Сэм Рэйми пробежался от живых мертвецов к полуживым. После громогласного успеха дилогии про «Зловещих мертвецов» постановщику было предложено снять что-нибудь человечное и со смыслом. Чтоб не только кровавая баня, но и любовь, и криминальные разборки, и с фантастическим душком. Пятерка сценаристов (включая самого Рэйми и его старшего брата Айвена) изящно переработала сюжет французского «Фантомаса», изъяв оттуда фокус про злодея со сменными масками. Полярность поменяли на противоположную. И «человек тьмы», несмотря на грозное имя, оказался добрым парнем в трудной ситуации.

Изначально Рэйми, как и полагается закадычным друзьям, планировал снять в главной роли своего приятеля Брюса Кэмпбелла из вышеупомянутых «Зловещих мертвецов». Но Кэмпбелл не мог похвастаться большим опытом работы в кино, а продюсеры выкидывать 16 млн. долл. на ветер побоялись. И пригласили характерного ирландца Лиама Нисона, уже имевшего наработки в жанре («Игра в смерть» с Клинтом Иствудом и «Ближайший родственник» Джона Ирвина). При всем моем уважении к Кэмпбеллу, выбор обоснованный. Последнему же досталось крошечное камео в последних кадрах. Все-таки совсем проигнорировать друга Рэйми не мог.

Познакомившись на предыдущем проекте «Волна преступности» (1985) с братьями Коэнами, на роль Джулии Рэйми любезно позаимствовал у Джоэла новоиспеченную миссис Коэн, актрису Фрэнсис МакДорманд. Она сменила на этом ответственном посту Джулию Робертс, которая предпочла сняться в «Красотке». Что получилось, сами знаете. А главным злодеем сделал американца Ларри Дрэйка, чья характерная внешность как нельзя лучше подходила на роль садиста и коллекционера человеческих пальцев Роберта Дюранта. Фактически, для Дрэйка участие в «Человеке тьмы» и чуть более позднем «Хихикающем докторе» стали венцом кинокарьеры и нынешнему поколению зрителей он неизвестен (начальный эпизод в «Американском пироге 2» в расчет не берем).

Как и следовало ожидать, визуалист Рэйми создал весьма впечатляющее действо. Местами порывы начинающего кинематографиста даже приходилось сдерживать: продюсеры после долгих баталий таки заставили режиссера удалить из финальной версии фильма ряд особо смачных сцен. Особой революции в выбранном жанре авторы не свершили, но явно предугадали перекос Голливуда к зрелищному, «спецэффектному», кино. «Человек тьмы» – это бурная смесь драмы, фантастики, ужасов и приключенческого боевика, где каждой составляющей совсем не тесно.

Мрачный комикс неожиданно нашел отклик в сердцах зрителей. Театральный опыт позволил Нисону максимально вжиться в образ и наглядно продемонстрировать трансформации доктора Уэстлейка. Сначала перед нами добродушный парень, воодушевленный работой и своим любовным романом. Затем – окрысившийся на весь мир ученый. Темный мститель, холодно и расчетливо выжигающий огнем и мечом своих обидчиков. И, наконец, потерянная душа, изгнанный из мира людей урод, вынужденный стыдиться своего облика и поступков. Лиаму Нисону прекрасно удались и приступы гнева, и редкие романтические сцены, и эпизоды, когда его герой впадает в отчаяние от своей незавидной участи.

Разумеется, сегодня «крутые» спецэффекты «Человека тьмы» вызывают улыбку. Визуальное мастерство Голливуда с тех пор сильно выросло. Сэм Рэйми в курсе, ведь именно его авторству принадлежит трилогия о «Человеке-пауке». Впрочем, даже по тем временам подобные спецэффекты считались устаревшими. А вот грим создателям удался неплохо. Бедняга Нисон часами просиживал у зеркала, ежедневно превращаясь в аналог Фредди Крюгера. Сам актер был даже рад потерпеть ради такого интересного опыта, ведь играть ему приходится только глазами.

Ходили слухи, что картину хотели превратить в телесериал. Не получилось. Зато за последующие шесть лет на видео вышло два продолжения истории Человека тьмы. В сиквеле «Возвращение Дюранта» снова ожил мерзопакостный Дюрант, а третья часть и вовсе и не связана с событиями оригинала. В обеих лентах Нисона заменил южноафриканец Арнольд Вослу, позднее прославившийся ролью мумии Имхотепа. Сэм Рэйми оба раза выступал в качестве продюсера, но идея превратить его героя в очередного супермена и борца с преступностью не вызвала у режиссера энтузиазма и в 1996-м проект заглох окончательно. Но есть подозрение, что вскоре «Человек тьмы» может обрести новое лицо.

Автор статьи: Евгений Жарков