18 декабря празднует юбилей самый успешный режиссер мирового кино

65 лет - дата хорошая, но не круглая. А вот 40 лет, которые Спилберг посвятил профессии режиссера, отметить можно.

В 25 мальчишеских лет, без всякого кинематографического образования, он снял первую прославившую его картину - низкобюджетный триллер «Дуэль» об авто, которое преследует убийца-бензовоз. Спустя всего четыре года выступил автором мегахита «Челюсти» вместе с последовавшей трилогией про Индиану Джонса, породившей все современное зрелищное кино.

Но королем популярных зрелищ невероятно одаренного от природы не только талантом, но и чутьем бизнесмена Спилберга сделал изобретенный им в начале 1980-х идеальный механизм, который я бы назвал «монетизацией гуманизма».

Настойчиво обращаясь к миру с проповедью гуманистических ценностей (помню, как отечественные интеллектуалы осмеивали пафос «Списка Шиндлера» - вероятно, главного фильма этого режиссера, сводя его к тому, что «спасать людей хорошо»), Спилберг умудрялся делать эту проповедь в высшей степени развлекательной. За что инстинктивно стремящиеся к «вечным ценностям» зрители всегда охотно несли ему денежки.

Как и его герой Шиндлер (он не только спасал евреев из концлагерей, но и проворачивал на них хороший бизнес), Стивен доказал, что добро - не только богоугодно, но и высокорентабельно.

Самым влиятельным кинематографистом на планете Спилбергу удалось стать, ни разу не прибегнув к тому, что, собственно, и дает известность. Он не сосредотачивался на мерзостях жизни (хотя и не избегал непростых тем), не потрясал скандальностью - он пробуждал своей лирой исключительно добрые чувства.

Нести добро в массы серьезные режиссеры не спешат, потому что разучились видеть его в жизни. Несерьезные - стараются безуспешно: чтобы получалось так, как у Спилберга, нужна искренность. В общем, хотели бы многие - получается только у одного. Кто-то продает секс, насилие и рок-н-ролл, Спилберг - семейные ценности и возвращение в детство.

Последнее и вовсе по плечу только волшебнику. Посмотрев «Инопланетянина», Микеланджело Антониони заметил: «Это очень хитроумный и ловкий, но в то же время очень старомодный фильм - это культура чувств XIX века». То же можно сказать и про новейший фильм Спилберга, «Приключения Тинтина», - даром что сделан он в сверхнавороченных технологиях.

Автор статьи: Стас ТЫРКИН