Тильда Суинтон для Голливуда словно гостья с другой планеты: ее внешность, происхождение и взгляды на жизнь бесконечно далеки от стандартов, а талант простирается намного выше Голливудских холмов.

Дурное воспитание

Если бы Кэтрин Матильда Суинтон в детстве слушалась маму и папу, она не стала бы кинозвездой. Актерство — это для простолюдинов. А в древнем шотландском аристократическом роду Суинтонов все мальчики становились военными, а девочки получали престижное образование в частных школах и готовились стать хорошими женами таких же аристократических мужей.

Но Тильда никогда не была такой, как все. Она ненавидела частную школу, где училась в одном классе с Дианой Спенсер. Она обожала панк, хотя учителя строго-настрого запрещали воспитанницам пансиона слушать музыку. В школе она прочла «Потерянный рай» Джона Мильтона, и Сатана показался ей чертовски сексуальным. Она бегала быстрее всех в школе, но отказалась ехать на чемпионат графства, так как предпочитала, чтобы ее стимулом было ощущение победы, а не приза. Она всегда знала, что некрасива, и это ее полностью устраивало.

После частной школы Тильда отправилась в Африку и два года была волонтером в местных школах. По возвращении она поступила в Кэмбридж, где и увлеклась лицедейством. Она играла на сцене студенческого театра и уже точно знала, что ни социология, ни политология, изучаемые ею в колледже, не станут ее профессией.

Отучившись в Кембридже, Тильда присоединилась к труппе Королевского общества Шекспира, знаменитого театра в Стратфорде, членами которого были будущие знаменитости Гэри Олдмен, Кеннет Брана, Дэниел Дэй-Льюис, Джульет Стивенсон, Харриэт Уолтер и Фиона Шоу.

Но классический театр скоро наскучил Тильде, для него она была слишком неординарной. Применение своей необыкновенной внешности и таланту надо было искать в новаторском искусстве.

Дорогой Дерек

Не каждой актрисе выпадает счастье найти своего режиссера. Но судьба благоволила Тильде Суинтон. В 1986 году она познакомилась с Дереком Джарменом, режиссером-авангардистом, гомосексуалистом, больным СПИДом. Тильда стала музой Дерека и его верным другом. Его идеи и отличающиеся от общепринятых взгляды на жизнь и искусство совпадали с ее собственными. За восемь лет Тильда снялась в девяти фильмах Джармена, экспериментируя с жанрами, формами и образами. Фильмы Джармена пропагандировали гомосексуальность, и бесполость Суинтон пришлась как нельзя кстати: она играла у Джармена и женщин, и мужчин, и женщин, вынужденных притворяться мужчинами…



Открытая Джарменом андрогинность Тильды и принесла ей ее самую знаменитую на сегодняшний день роль — Орландо в одноименном фильме Салли Поттер по роману Вирджинии Вульф. Фильм охватывает временной промежуток в 350 лет, половину которого Орландо проживает мужчиной в эпоху Елизаветы I, а другую половину женщиной в конце XIX века. Картина завоевала главный приз на Венецианском фестивале в 1992 году, а Тильде достались восторженные отклики критиков и звание лучшей актрисы на кинофестивале в Сиэтле.

В 1994 году Дерека Джармена не стало. Суинтон потеряла интерес к профессии и на несколько лет полностью перестала сниматься.

Тильда снова искала себя. Она проводила время, делая ставки на ипподроме. Через год после смерти Дерека она согласилась на участие в выставке художницы-авангардистки Корнелии Паркер в качестве… живого экспоната. В течение недели Суинтон по восемь часов лежала в стеклянном боксе, притворяясь спящей.

Любовный треугольник

В 1997 Тильда родила близнецов Ксавье и Онор. С мужем Джоном Бирном они познакомились еще в 1985-м, когда 25-летняя Тильда играла в театре Траверс в Эдинбурге. Джону тогда было 45, он был художником и оформлял декорации к постановке «Белой розы» (спектакль с участием Суинтон). Через четыре года они поженились.


При живом муже Тильда ничуть не стеснялась появляться на публике вместе с бойфрендом - актером Сандро Коппом


После 14-месячного кормления грудью, почти безвылазно проведенного дома, Тильда с головой погрузилась в работу. Джон взял на себя роль «домохозяйки». Через несколько лет семейная жизнь Тильды и Джона дала трещину. Вместо битья посуды и громкого бракоразводного процесса пара договорилась, что все останется по-прежнему, но теперь у каждого будет своя личная жизнь. Джон и Тильда до сих пор живут вместе, воспитывают близнецов, а в доме по соседству поселился новый бойфренд Суинтон — молодой актер Сандро Копп. Пересуды об их нестандартной семье ничуть не трогают актрису. Джон ненавидит выезжать из их дома в шотландском Нэрне, поэтому в поездках по миру Тильду сопровождает Сандро.

Своя среди чужих

В Голливуде Тильду разглядели не сразу. Да она и не стремилась «светиться на радарах». Тильда говорит, что в возрасте Киры Найтли избегала главных и драматических ролей, именно поэтому не успела до смерти всем надоесть. Ее первым голливудским проектом стал «Пляж» Дэнни Бойла. После этой картины почтовый ящик актрисы был завален предложениями из Голливуда. Если в сценарии было что-то сумасшедшее, Тильда принимала предложение.

Широкий зритель узнал актрису Тильду Суинтон после экранизации «Хроник Нарнии». Описание злой колдуньи, погрузившей Нарнию в вечную зиму, в первоисточнике стопроцентно совпадало с внешностью актрисы: «Лицо у нее тоже было белое — не просто бледное, а белое, как снег, как бумага, как сахарная глазурь на пироге, а рот — ярко-красный. Красивое лицо, но надменное, холодное и суровое». В том же году вышел еще один крупнобюджетный проект с актрисой — триллер «Константин» с Киану Ривзом в главной роли.

В 2008 году Тильда неожиданно получила «Оскар». Когда она говорит «неожиданно», это не лукавство. В Нэрне мало кто смотрит телевизор и почти никто не знает, что такое «Оскар» и за какие достижения его дают. Тильду пригласили на церемонию — она была номинирована за роль второго плана в фильме «Майкл Клейтон». Суинтон приехала как турист и вдруг услышала свое имя. «Стоять на сцене перед тремя миллиардами зрителей — это травма. Лучше б они выслали его по почте», — жаловалась потом актриса.

Тем не менее «Оскар» Тильды Суинтон — это не только признание таланта, но и итог пути от андеграунда к широкому зрителю. Она, как никогда, востребована в Голливуде, но продолжает идти своим собственным путем, пусть он уже и не такой извилистый. Тильда приблизилась к зрителю, но осталась так же далека — ведь звезда не может стать ближе оттого, что однажды ее заметили на небосклоне.