Если бы Пьер Ришар в своё время послушался родителей, то в мире, возможно, стало бы одним талантливым комиком меньше. И вряд ли бы мы увидели замечательные картины «Укол зонтиком» и «Высокий блондин в чёрном ботинке»…

Пьер Ришар родился во Франции в семье богатого текстильного промышленника. Его отец вскоре после рождения сына проиграл на скачках целое состояние и больше не мог содержать семью. Он был вынужден отправить жену с ребёнком к своему отцу в их родовое поместье, где они жили долгое время.

В течение семи лет Ришар учился в колледже, и всё это время к стенам учебного заведения его привозил в лимузине шофёр. Одноклассники, которые были в основном детьми простых рабочих, сразу же невзлюбили юного аристократа. Чтобы выжить, Пьер выбрал роль клоуна и принялся всех смешить.

Он прекрасно понимал, что если над ним будут смеяться, то точно прекратят злиться, а уж тем более не будут бить. «Перевоплощение» в лицедея помогало Пьеру избежать многих конфликтов и в дальнейшей жизни. В отличие от сверстников, учителя не разделяли цирковых замашек ребёнка, считая, что сын уважаемых родителей должен вести себя иначе.

Пьер не общался с ребятами вне стен колледжа, поскольку отец считал его сверстников недостойными общения со знатной особой. Практически всю юность он провёл в четырёх стенах своего дома, в то время когда его одноклассники ходили на вечеринки, участвовали в пиршествах и просто наслаждались жизнью.

После того как Пьер окончил колледж, он сказал родителям, что собирается уехать из родного дома, чтобы стать музыкантом или актёром. Родственники, естественно, не одобрили выбор сына, считая эти профессии «плебейскими». Пьер настоял на своём и без гроша в кармане отправился покорять Париж.

Он окончил курсы театрального мастерства Шарля Дюллена и некоторое время стажировался в «Национальном театре». Уже скоро он выступал с небольшими сценками и песенками на эстраде. В одной из таких сценок Ришар играл простака, рассеянного и застенчивого парня, который вечно всё забывает. Этот образ позже стал его визитной карточкой.

В киноиндустрию Пьера привёл Ив Робер, который предложил молодому актёру небольшую роль в ленте «Блаженный Александр». Именно тогда перед кинозрителями впервые предстал чудаковатый недотёпа Ришар. Режиссёр не только заставил начинающего актёра поверить в себя, но и предложил помощь в создании «своего» фильма. Так на экранах страны появился фильм «Рассеянный», где Ришар был и режиссёром, и актёром.

Чуть позже свет увидел ещё один фильм с участием Пьера - «Высокий блондин в черном ботинке», который сделал его по-настоящему знаменитым. Через пару лет актёр снялся в продолжении - «Возвращение высокого блондина». Придуманный Пьером персонаж «Франсуа Перен» был «доработан» и сохранил своё имя в последующих кинолентах.

Через несколько лет к Ришару присоединился не менее известный французский актёр Жерар Депардье. Первый фильм с их участием - «Невезучие» - побил все рекорды проката Франции. Его просмотрели более чем полтора миллиона человек (и это только в Париже). Актёры удивительным образом дополняли друг друга и последующие фильмы с их участием («Папаши» и «Беглецы») были обречены на популярность.

А в жизни личной…

Пьер Ришар - весьма оригинальный человек: он терпеть не может новую обувь и одежду, предпочитая вещам «с иголочки» стоптанные туфли и старенькие костюмы. Чем «поношеннее» вещь, тем он комфортнее себя в ней чувствует. Он не коллекционирует ни монет, ни предметов антиквариата, да и вообще к предметам роскоши относится «не очень». «Деньги и всякие драгоценности почему-то всё время бегут от меня».

Пьер довольно много рассказывал журналистам о своей жизни, но единственная тема, которой он старался не касаться – его женщины. Не секрет, что много лет Пьер был образцовым семьянином, мужем и отцом. Но в один прекрасный день всё изменилось: «Что-то со мной произошло, я развёлся с женой и пустился во все тяжкие…».

Сразу же после развода Ришара видели в компании светловолосой актрисы Мюриэль Дюбрюль, с которой они жили совсем недолго. Вскоре её сменила красивая марокканка Айша, которая моложе Пьера на 34 года. На сегодняшний день он встречается с бразильской экс моделью и актрисой Сейлой.

У актёра есть свой маленький бизнес – вместе со своим другом Жераром Депардье они производят вино. И это своё увлечение он не иначе как хобби не называет. «Дуэт» выращивает виноград на территории поместья Ришара на юге Франции. Прекрасное вино, которое производят актёры, очень известно даже за пределами Франции. Продукцию экспортируют в Бельгию и Швейцарию. Всего же выпускается более 50 тысяч бутылок в год.

Помимо производства вина, у Ришара много других увлечений: он обожает «разгонять лошадей», сидя в гоночной машине, проводит много времени за рыбалкой, горными лыжами, теннисом.

«Я нырял во все моря на планете. Я катался на лыжах в горах всех континентов. Я был в Африке и в Сибири. Все это позволяет мне сохранить жизненное равновесие, не зацикливаться на самом себе. Помогает избегать эгоцентризма, которым болеют многие актеры».

Каждое утро он бегает вдоль набережной Сены, на одном из причалов которой стоит его плавучий дом – баржа, на которой актёр прожил около десяти лет. Сейчас у него есть огромная квартира в центре Парижа, поместье с виноградником, но любимую баржу он так и не продал. Зато с тем самым родовым поместьем, в котором он провёл всё детство, расстался без сожаления, чтобы не оставлять никаких воспоминаний.

Невезучий

Пьер Ришар считает себя абсолютно неприспособленным к жизни, рассеянным человеком, который может и поезд перепутать, и билет забыть, не говоря уже о том, что паспорт и деньги всегда куда-то исчезают. Он то и дело, подобно своему киношному персонажу, попадает во всякие смешные ситуации.

Одна из них случилась в берлинском отеле. Как-то раз актер, выходя из своего номера, увидел спокойно идущего в плавках человека. «Замечательно» - подумал он – в отеле есть бассейн. Вернувшись в номер, он наспех одел плавки и в таком виде отправился на поиски «заветной воды». Каково же было его удивление, когда на первом этаже отеля его скрутили полицейские и без лишних слов увезли в участок.

Ночь он провёл в камере, в окружении алкоголиков и преступников. Отпустили его лишь под утро. Оказалось, что произошло недоразумение. Накануне в отделение полиции поступила жалоба на мужчину, который ходит в нижнем белье по отелю и пристаёт к женщинам. И естественно, увидев Ришара, полицейские подумали, что это он. Пьер потом ещё долго смеялся над этой историей.

Ещё один курьёзный случай произошёл с Ришаром в начале его актёрской карьеры, когда он подрабатывал в Национальном театре. Режиссёру не очень нравился молодой человек, отчего ему всегда доставались «мелкие» роли.

В спектакле «Макбет» Пьер должен был играть солдата, умирающего на поле битвы. Сам процесс «умирания» у Ришара получился очень достоверным: он, взявшись за грудь, упал на колени, сложился, чуть ли не пополам, потом упал набок и затих. Публика аплодировала. Ришар настолько вжился в роль, что лежал, боясь шелохнуться, и через несколько минут… уснул. По известному закону, после сцены с солдатами начался антракт. Рабочие переставляли декорации в полутьме и не заметили мирно спящего солдата. Когда подняли занавес, зрители увидели следующую картину: Макбет раскинулась на роскошной большой кровати, а в двух шагах от неё лежит умерший в прошлой сцене солдат. Зал взорвался гомерическим хохотом. На следующий день актёра уволили.

Характерный характер

В одном из интервью у Пьера Ришара спросили, какое качество самое плохое в нём, на что он ответил: «Я очень ленивый человек. Я и работа - две совершенно несовместимые вещи. А кино и театр... Для меня это не работа, а скорее развлечение». При всей своей несерьёзности, Пьер очень целеустремлённый человек. Если он поставил себе цель, то обязательно её добьётся, не обращая внимания на препятствия. Но он никогда, как он сам не рез говорил, не сможет «идти по головам».

Сейчас Пьер очень сожалеет, что мало времени уделял своим детям, потому что был в извечных актёрских разъездах. Его дети давным-давно выросли. Теперь они известные джазовые музыканты. Ришар очень рад, что свой жизненный путь они связали с искусством, ведь оно сближает людей, и позволяет лучше их понять. Утешение для себя он находит во внуках, а их у актёра четверо. Ему очень нравится играть с ними, так он снова может почувствовать себя ребёнком.

Многие говорят про Ришара, что его триумфальное шествие по сцене давно окончено, ведь он не снимается в кино достаточно давно. Сам же Пьер говорит: «Мой возраст для меня не помеха. Это в молодости мне казалось, что постареть – катастрофа, а сейчас я просто этого не замечаю».

Автор: Марина Холодова