На прошлой неделе на премьеру блокбастера «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» в Москву нагрянули его авторы - сделавший стремительную карьеру в Голливуде российский режиссер Тимур Бекмамбетов и его выдающийся американский коллега Тим Бертон, выполнявший на этой картине обязанности продюсера. С обоими Тимами побеседовал кинообозреватель «КП» Стас ТЫРКИН

- Признайтесь, это была ваша идея - пригласить Тимура снять «Линкольна»?

- Мы уже встречались с Тимуром в работе над общим продюсерским проектом и поначалу собирались и «Линкольна» продюсировать вдвоем. Но я послушал, с каким увлечением Тимур развивал эту идею, что и сам ею загорелся. Мне захотелось посмотреть именно его версию этой истории! Кроме того, он уже имел дело с вампирами в своих предыдущих фильмах и потому был идеальным режиссером для этой картины.

- Каким было начало вашей дружбы?

- Еще до того как мы совместно сделали с ним мультфильм «9», я восхищался Тимуром и уважал его талант. Всегда приятно познакомиться с коллегой, чей режиссерский стиль тебе по душе. Впечатляет и то рвение, с которым он берется за каждый проект.

- Как режиссеры вы чем-то похожи?

- У нас разные стили, но как кинематографисты мы все проходим через одно и то же - проект нужно довести до конца, режиссеру нужно заниматься выбором места действия, работой с актерами, освещением сцены, бюджетом, наконец. Не важно, в какой стране мы живем, мы все делаем одно и то же.

Секрет хорошего брака: живите раздельно

- Вы могли предположить, что «Алиса в Стране чудес» будет настолько успешной, соберет миллиард долларов?

- Нет! У меня были и успехи, и провалы. Прогнозировать их невозможно. Когда я начинаю работать над фильмом, я просто стараюсь сделать его как можно лучше. Предполагать, на что он будет похож и какую кассу сделает, - занятие бессмысленное. В любом случае для меня это все абстракция. Я всегда изумляюсь, когда мой фильм оказывается успешным. Если он проваливается, впрочем, тоже.

- А что вам больше нравится - успех или поражение?

- Конечно, успех гораздо приятнее, но я чувствую связь со всем, что я делаю. Все мои фильмы - часть моей души и сердца. Разумеется, я всегда стараюсь, чтобы картина вернула деньги, потраченные на ее производство. Но предугадать ее судьбу невозможно.

- Насколько я знаю, «Эд Вуд» провалился в прокате, но это один из чудеснейших ваших фильмов.

- И я это знаю! Эта картина - в числе самых моих любимых. Время все расставляет по местам. Вы правы, большего коммерческого провала у меня не было, но ко мне постоянно подходят зрители со словами, что «Эд Вуд» - их любимейший фильм.

- А какой вам самому нравится больше и меньше всего?

- Они все мои дети.

- Мне известен такой ответ.

- И все же, пожалуй, такие фильмы, как «Эдвард Руки-ножницы», немного ближе моему сердцу, они для меня более личностно окрашены, что ли... И все же я столько времени отдаю каждому своему фильму, что все они - часть моей судьбы, у всех - свое место в моем сердце.

- Вас постоянно спрашивают сейчас о Джонни Деппе в связи с его разводом. А я вспомнил, как в Венеции ваша жена, Хелена Бонэм Картер, рассказывала мне о том, что вы живете с ней на разных половинах большого лондонского дома...

- Звучит более экстремально, чем это есть в действительности! На самом деле у нас две студии на территории одного дома. Хотя про нас ходят слухи, будто мы живем совершенно раздельно, соединенные только тоннелем между нашими половинами.

- Но не в этом ли состоит секрет вашего счастливого брака?

- Именно! Это, конечно, прекрасно, когда между партнерами налажена связь. Но я бы всем порекомендовал жить так, как мы, - особенно если у вас с женой до безобразия разные вкусы! Это очень помогает в семейной жизни.

- Почему же вы не посоветовали это Джонни с Ванессой?

- Все люди - разные, у каждого - своя жизнь. Я никогда не вмешиваюсь в такие дела!

Ужастик о Ленине? Почему нет!

- Вы впервые в России. Ваши ожидания оправдались?

- Я стараюсь ничего особо не ждать, мне нравится быть удивленным. Пока что все, что я видел в России, это комната в отеле «Ритц», где мы с вами находимся. Но я надеюсь выбраться на свободу! Я очень люблю попадать в новые места. Меня это вдохновляет. И то, что меня привез сюда Тимур, делает это событие неповторимым!

- У вас есть совместные проекты на будущее?

- Мне очень нравится работать вместе с Тимуром, я так уважаю и люблю его как кинорежиссера, что надеюсь, мы найдем еще какой-то проект для совместного творчества. Но пока ничего определенного нет.

- Сами вы после «Алисы...» и «Мрачных теней» вновь возвращаетесь к кукольной анимации. Ваш новый фильм называется «Франкенвини», он выходит в прокат уже в октябре этого года.

- Да, мне нужно закончить этот фильм, и для меня это всегда как конец света! Мы уже завершили работу по анимации кукол, остались музыка и звуковой монтаж.

- Ваши ранние фильмы, такие как «Эдвард Руки-ножницы», были в большей степени «сумасшедшими», чем последняя ваша картина, «Мрачные тени».

- Что ж, всему свое время... Этим мне, собственно, и нравится «Президент Линкольн». В нем тоже эта безуминка есть.

- Однако вы не стали сами снимать эту картину, перепоручив ее Бекмамбетову.

- Но он с таким рвением подошел к этой истории, что мне и самому захотелось увидеть, что у него получится!

- Казалось бы, что общего у Бекмамбетова с Линкольном?

- А мне не кажется, что ничего, ведь Америка - страна эмигрантов. И поскольку мы все равно рассказываем историю, альтернативную тому, что было на самом деле, то почему бы не посмотреть на нее под углом зрения иностранца? Иногда взгляд со стороны намного интереснее.

- А вы кого из персонажей русской истории хотели бы сделать героем своего фильма?

- Навскидку и не скажешь! Надо пройтись по всем персоналиям. Но, по-моему, Борис Ельцин выглядел бы в качестве охотника за зомби очень неплохо!

- По-моему, и Ленин мог бы быть идеальным персонажем вашего ужастика.

- Да! Нужно только придумать для него хорошую историю!

Лучшие фильмы Тима Бертона:

«Эдвард Руки-ножницы»

«Чарли и шоколадная фабрика»

«Алиса в Стране чудес»

«Сонная лощина»

«Бэтмен»