В экранизации одного из самых известных романов Джона ЛеКарре, посвященного поиску агентами британской разведки русского «крота» в своем окружении, снялись, кажется, все лучшие английские актеры - от ветерана Гэри Олдмана до Бенедикта Камбербатча (он же новый
Шерлок Холмс в одноименном телесериале). Не мог не оказаться в этом коллективе и Колин Ферт, справедливо считающийся идеальным воплощением английского джентльмена.
«Шпион - это очень творческая работа»
- Мой герой, Билл Хейден, известен всем, кто читал книги ЛеКарре. Про него из них многое известно. Он идеалист, художник, интеллектуал, утонченный эксцентрик. Ведет богемную жизнь, носит красные носки и замшевые туфли. Все это вполне совместимо со шпионской деятельностью. Шпионы ведь тоже вполне себе художники, это очень творческая работа.
Хороший шпион не может мыслить традиционно, линейно, - вальяжно откинувшись, разглагольствует бесподобный мистер Ферт. - В общем, роль очень интересная, хотя много говорить о ней я не могу, ведь наш фильм - детектив, и мы не можем раскрывать, чем он кончится.
К сожалению, в этой картине у нас не было времени подробно останавливаться на истории моего персонажа. Но я бы с удовольствием снялся в отдельном 3-часовом фильме конкретно о нем. Да, собственно, про любого из персонажей «Шпиона...» можно было бы снять отдельный фильм. И я мог бы сыграть любого из них - в любой экранизации ЛеКарре.
- Чем вам так близок этот писатель-разведчик?
- Он специализируется на изображении скрытых импульсов людей, их сложного устройства и поведения, их тайных помыслов. Чем экранизации Джона ЛеКарре (среди них - «Русский дом», «Портной из Панамы», «Преданный садовник». - С. Т.) отличаются от фильмов о Джеймсе Бонде, которые я очень люблю?
Тем, что в «Бонде» самое главное - это интрига, конфликт, стиль; мотивация персонажей его авторов не интересует. У ЛеКарре, наоборот, все держится на выяснении мотивов и разборе последствий. Он пишет о людях, а это самое интересное для актера.
- Телесериал «Шпион, выйди вон!», снятый в 1979 году, был чрезвычайно популярен в свое время.
- Он очень много значил для любого англичанина моего поколения. Этот фильм до сих пор с нами, до сих пор отбрасывает свою тень. Но ему уже больше 30 лет! Зрители нового поколения его не видели, для них это исторический фильм. Для меня это, признаться, как-то даже страшновато. Подумать только! О времени, когда я жил, уже существует историческое кино!
Но снимался этот телесериал как фильм о современной его создателям жизни. Им не нужен был реквизит, они выходили на улицу и снимали машины, телефонные будки - все было новенькое! И бакенбарды актеры носили потому, что это было тогда модно!
Англия находилась с Советским Союзом в состоянии холодной войны. Авторы первого фильма не смотрели назад. В этом большая разница. Мы смотрим на тот период через совсем другую линзу. Мне кажется, что сейчас самое время вернуться к этой истории.
- Действительно, ведь не так много и изменилось. У вас в Лондоне до сих пор ищут - и находят! - русских шпионов.
- Все это приметы времени, которые, если честно, значат немного. Советский Союз, тогдашний английский премьер-министр Харолд Уилсон - все это мелочи жизни. До тех пор пока у людей будут тайны, пока доверие, верность и любовь одних людей будут предавать другие люди, до тех пор будет актуальным наш фильм. Не только потому, что в Лондоне арестовали российского шпиона, чего, уверяю вас, я не мог не заметить, - это произошло как раз тогда, когда мы снимали свой фильм.
А еще - «Викиликс», закрытие газеты News of the World, не брезговавшей прослушкой телефонов, компьютерное и телефонное хакерство... В английском парламенте не так давно были слушания на эту тему. Выступали люди, чьи телефоны прослушивались в самые интимные моменты их жизни. Они были в шоке от того, что их доверие можно было так грубо нарушить.
В основе нашего фильма в общем-то та же история. Он о человеческом одиночестве и незащищенности. Главный герой, Смайли (Гэри Олдман), не знает, кто из его коллег русский «крот». И для него это не только повод для расследования, но в первую очередь внятное сообщение: все, во что он верил последние 30 лет, в лучшем случае спорно, а скорее всего, ошибочно.
Долгие годы он доверял не тому человеку. И не только он. Помните сцену, в которой Смайли отправляется к своему боссу, чье кодовое имя - Контроль (Джон Харт), а тот расставляет на шахматной доске фигурки с фамилиями ближайших сотрудников? И главный вывод картины: даже и не пытайтесь входить в контакт с другим человеком, потому что это разобьет ваше сердце. Хотя большинство из нас все равно склонны доверять людям...
- А вам когда-нибудь разбивали сердце?
- Мой ответ может прозвучать наивно и простодушно, но нет, ничего такого со мной не случалось. Ничего такого масштаба. Но я и не бывал никогда в ситуации, в которой конфиденциальность настолько важна. Моя работа в отличие от шпионской вся на виду, в ней нет ничего секретного.
Я женат на Италии!»
- После звездных выходов в фильмах «Одинокий мужчина» и «Король говорит!» вы сыграли второплановую роль.
- Для меня размер роли не имеет никакого значения. И потом, если играешь главную роль в картине, где немного персонажей, очень трудно потом приходится в день раздачи интервью. А представлять «Шпиона...» в Венецию явился целый актерский десант! Считаю, это лишь плюс, что на работу в этом фильме у меня ушло всего две недели. Хотя съемочные дни были довольно длинными.
- Говорят, ваш партнер по «Шпиону...» Гэри Олдман собирается работать с вами в качестве режиссера.
- Это вопрос к Гэри. Я, как настоящий шпион, скажу только то, что с большим удовольствием снялся бы с ним еще как с актером, и мы сейчас как раз ведем переговоры на эту тему. А как режиссер Гэри однажды поставил блистательный фильм - «Не глотать». Теперь вновь собирается ставить, и, думаю, правильно собирается.
- Где вы держите свой «Оскар»?
- Все говорят, что держат его в ванной. С чего бы это? Хотя мой «Оскар» тоже наверняка там побывал. Его мои дети по всему дому таскают. Даже стыдно сказать, в какие места. И в школу носили друзьям показывать...
- С получением статуэтки вы ощутили какие-то перемены?
- Думаю, что ждать перемен пока еще слишком рано. Что-то, наверное, изменилось, но жизнь и так весьма переменчива... Я понимаю, что стараюсь уйти от вопроса. Нет, конечно, «Оскар» - это не просто так. И, конечно, последствия присуждения его мне огромны. Но какие они, эти последствия, и как отразятся они на моей карьере, я пока, признаться, не знаю.
Да, мною сейчас больше интересуются, но сказать, что меня завалили потрясающими сценариями, я не могу. Считать ли большим успехом то, что вместо трех хороших сценариев мне теперь присылают триста плохих? К сожалению, моя победа на «Оскарах» не может вызвать к жизни 300 прекрасных сценаристов. Найти работу мне нетрудно. Трудно найти что-то действительно стоящее, во что будешь верить. Но место для риска по-прежнему остается: всегда что-то может пойти не так. И это хорошо, потому что не позволяет расслабиться.
- Если считать получение «Оскара» высшей точкой карьеры, то какие у вас теперь планы?
- У меня нет планов на будущее! Я не знаю, чем буду заниматься через 10 лет. Может, уйду на пенсию и буду проводить ее в собственных виноградниках? Если вы спросите меня, хочу ли я сниматься в кино в следующие полгода, я отвечу вам «да». Но более далекое будущее у меня под вопросом.
- В режиссеры податься не планируете?
- Просто для того, чтобы стать режиссером, - нет. Но если найду историю, мимо которой не смогу пройти, которой смогу и захочу посвятить несколько лет жизни, то почему бы нет? Пару раз у меня возникало такое желание.
- Ваша жена - итальянка, дети носят итальянские имена...
- Чем больше я узнаю Италию, тем больше запутываюсь. Утверждение о том, что иностранцу легче понять чужую страну, чем местному жителю, по-моему, неверно. Чем больше знакомишься с неродной тебе страной, тем скорее понимаешь: она такой же парадокс, как и моя Англия. Вот и Италия - настоящий клубок противоречий. Я очень быстро влюбился в эту страну. Но в нее так просто влюбиться! В этом, собственно, проблема и состоит.
Наверное, лучше было бы обосноваться в стране, чья культура не имеет такого немедленного очарования, и постепенно научиться ее любить. Так спокойнее - как брак по расчету. Я же влюбился в Италию с первого взгляда, а когда узнал о всех ее проблемах, было уже поздно: я влюблен! И не только влюблен, я женат на Италии!
- Съемки какого своего фильма вы вспоминаете с особенным удовольствием?
- Пожалуй, что никакого. Все они уже в прошлом! Я нечасто раздумываю о своих фильмах, не пересматриваю их. У меня и другие занятия в жизни есть! Я вам и больше скажу: некоторые из своих картин я не смотрел вовсе. И это, между прочим, самое лучшее! Ведь когда играешь в театре, тоже себя не видишь. Помнишь, как был на сцене, помнишь пьесу и ее репетиции, помнишь своих партнеров, а себя - нет. Других доказательств твоего участия в спектакле не существует. Вот и прекрасно!
Точно такие же отношения у меня и с кино. Сделал - и забыл. Если буду вспоминать, например, об «Одиноком мужчине», который стал для меня очень мощным переживанием, то вспомню не свои эмоции при просмотре этого фильма, а то, как мы его делали. Я не помню фильма, зато помню, какими глазами смотрела на меня моя партнерша Джулианн Мур. Вот такие у меня отношения с собственными работами.
- А когда по телевизору их показывают?
- Я не сижу перед телевизором. Годами его не смотрю! Совсем недавно открыл для себя «Клан Сопрано»! В самолетах раньше смотрел, но сейчас и это необязательно.
- Вы считаетесь олицетворением мужского стиля и элегантности.
- Неужели? Спросите моих детей, в каком виде я провожаю их на школьный автобус по утрам. Нашли образец стиля!
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Колин Ферт родился 10 сентября 1960 года в Грэйшотте, Англия. Родители были университетскими преподавателями. С детства участвовал в школьных спектаклях. Получив актерское образование, прославился первой же работой в лондонском театральном квартале Уэст-Энд.
Сыграл большое количество ролей в театре, кино и на телевидении, был неоднократным лауреатом британских премий, но настоящий перелом в его международной карьере произошел лишь два года назад, с первой номинацией на «Оскар» за роль в фильме Тома Форда «Одинокий мужчина».
Женат на продюсере Ливии Джуггиоли, имеет трех сыновей - 21-летнего Уильяма Джозефа от актрисы Мэг Тилли, а также 10-летнего Луку и 8-летнего Маттео от второго брака.
«Шпион, выйди вон!» (оригинальное название - Tinker Tailor Soldier Spy), 2011, Франция - Великобритания - Германия, триллер
Режиссер - Томас Альфредсон.
В ролях: Гэри Олдман, Колин Ферт, Том Харди, Джон Херт, Тоби Джонс.
В российском прокате с 8 декабря.
8 лучших фильмов колина ферта
«Вальмон»
«Гордость и предубеждение»
«Дневник Бриджит Джонс»
«Девушка с жемчужной сережкой»
«Реальная любовь»
«Mamma Mia!»
«Одинокий мужчина»
«Король говорит!»
Автор : Стас Тыркин
Интервью
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Колин Фёрт: "Шпион - творческая работа"
Оригинал
Комсомольская Правда