Его называют «лучшим актером из не получивших «Оскар». Но - удивительный факт! - он никогда на него даже не номинировался! Роли злодеев и психопатов, благодаря которым Олдман стал знаменит, традиционно не находят одобрения у американских киноакадемиков.

Ситуация, вероятно, скоро изменится: актеру прочат номинацию за главную роль, с полным погружением и самозабвением сыгранную в остросюжетной драме «Шпион, выйди вон!» по роману Джона ЛеКарре. Олдман предстал в образе агента, который пытается разоблачить русского разведчика, засевшего в верхушке английской разведки МИ-6.

Мистер «Нет»

- Спокойный и сосредоточенный агент Смайли совершенно не похож на персонажей, которых вы раньше играли.

- Да, и в «Леоне», и в «Пятом элементе», и в «Дракуле», и во многих других фильмах я играл буйных, высокооктановых персонажей, которые выражали эмоции главным образом вербально и физически. Среди моих героев были даже психопаты.

В новом фильме я существую в совершенно другом качестве, и для меня это большое облегчение. Хотя интенсивность актерского существования не зависит от физических перемещений на экране, иногда самое сложное - просто сидеть и слушать и так взаимодействовать со своими партнерами.

Перед съемками режиссер Томас Альфредсон рассказал мне странный анекдот. Он был о трех евреях, обсуждающих, что бы они сделали с Гитлером, попадись он им до начала войны. Один сказал, что медленно варил бы его на огне, другой - что разрезал бы его на куски. А третий подумал и сказал, что, повстречай он его в кофейне перед войной, он бы просто сказал ему «нет», когда тот попросил бы почитать его газету...

Странный анекдот, не так ли? Видимо, Томас имел в виду, что я, как актер, получил возможность просто сказать «нет», не прибегая к актам насилия и прочим эксцессам.

- Но «Оскару», который вам прочат за роль Смайли, вы бы «нет» не сказали?

- Нет, но послал бы его назад в Америку! - Это типично английская эксцентрическая выходка старика Олдмана. - На самом деле мне очень понравилось, что Альфредсон и его продюсеры не пытались залудить на основе книг ЛеКарре очередной голливудский коммерческий сериал, не стремились осовременить роман и сделать из Смайли Джеймса Бонда.

Мой Смайли - разочарованный в жизни романтик, переживший предательство на многих уровнях - от измены жены до увольнения с работы. Его время уходит: он продолжает жить в старой британской империи, а мир меняется, становится более технологичным.

Это потрясающе умный человек, как и полагается разведчику, вынужденный вести анонимное существование. Это только агент 007 представляется всем: «Бонд. Джеймс Бонд». Какой же он после этого тайный агент?

- Вы помните времена «холодной войны»?

- Да, кое-что. Сниматься в фильме, чье действие происходит в период, который я и сам помню, было довольно странно. Вещи из реквизита вызывали у меня ностальгические чувства. Я вспоминал давно забытые предметы и дни, когда я такими пользовался. Хотя политика в те годы меня совершенно не занимала. Только девочки и Дэвид Боуи! А что еще должно было меня интересовать в 14 - 15 лет?

- Вы так достоверно существуете в роли профессионального шпиона, что закрадывается подозрение, что вы работали над ней по системе Станиславского.

- Если я и придерживаюсь этой системы, то абсолютно инстинктивно. Готовясь к работе, я ни разу не вышел за границы, очерченные романом и сценарием. Разве что встретился с Джоном ЛеКарре, который сам был британским шпионом в годы «железного занавеса».

Он знает этот мир, как никто другой, поэтому сознательно сделал своего героя противоположностью Бонда. Мне очень повезло: если возникали вопросы, я обращался напрямую к ЛеКарре. Его роман очень меланхоличный. Убери из него всю политику - и останется полное драматизма повествование о битых жизнью людях, о верности и предательстве...

- Насколько важна для вас эта тема?

- Сам я очень верный человек. Некоторых своих друзей знаю по 20 лет, все они очень близкие мне люди. Я многое готов для них сделать! Кино, конечно, отнимает время, это ведь своего рода религия. Все, что не имеет отношения к работе, на съемках считается вторичным. Но в жизни есть более важные вещи, чем кино... Считаю, что верность - одно из двух моих лучших качеств.

- А второе какое?

- Думаю, что нельзя врать, и очень придерживаюсь этого принципа...

- В ваших словах сквозит нелюбовь к Голливуду.

- Нет-нет, я люблю американское кино, в нем хорошо уже то, что американцы снимают свои фильмы по всему миру. Я работаю для Голливуда, но не в Голливуде! Вот снимаюсь сейчас в продолжении «Темного рыцаря». История - супер!

Больше сказать ничего не могу, но гарантирую: фильм не разочарует. Считаю, что уж если сниматься в комиксах, то в «Бэтмене» в постановке Криса Нолана и в компании превосходных актеров (Олдман снялся во всех трех частях обновленного проекта о Бэтмене. - С. Т.). Ничего лучше в этом жанре все равно не найдешь!

- Собираетесь снимать снова как режиссер?

- Да, я планирую это сделать. У меня есть ряд проектов, которые я мечтаю осуществить.

- Что мешало нам все эти годы увидеть вас в большой роли, достойной вашего таланта?

- Жизненные обстоятельства! А точнее, участие в сериальных проектах о Бэтмене и Гарри Поттере. Это делало меня недоступным для других предложений. Если я снимаюсь в очередном «Бэтмене», то не могу принимать приглашения других режиссеров: мне нельзя менять внешность - стричься, сбривать усы, загорать для другой роли. А после съемок приходится еще отрабатывать рекламную кампанию. Не подумайте, что я жалуюсь.

Жизнь может быть и намного хуже! Но факт остается фактом: на протяжении 10 лет я играл в основном небольшие роли, второплановых персонажей в фильмах в жанре фэнтези. Мне очень повезло вернуться в кино главной ролью в фильме «Шпион, выйди вон!», сыгранной в компании лучших современных британских актеров - от Джона Херта и Колина Ферта до Тома Харди и Бенедикта Камбербатча.

- Чем вы все-таки занимались все эти годы?

- Растил двух своих сыновей! Получилось так, что я стал отцом-одиночкой (после развода с третьей женой, Доней Фиорентино, Олдман взял на себя воспитание двоих младших сыновей. - С. Т.). Мне надо было решить, каким отцом я хочу быть - которого никогда нет дома или таким, который всегда где-то поблизости? Я выбрал второе и потому стал меньше работать.

А роли Сириуса Блэка в «Гарри Поттере» и Гордона в новом «Бэтмене», отнимая немного времени, позволили мне безбедно жить с детьми. Таскать их за собой на съемочные площадки, на несколько недель помещая в разные школы, - по-моему, бесчеловечно.

Дети должны иметь дом, друзей, социальную жизнь. Сейчас сыновья приблизились к тому возрасту, когда я могу позволить себе реже бывать дома. Гулливер даже начал увлекаться девочками! Я снова начал активно сниматься, хотя именно детей считаю главным своим достижением.

- Как вы ощущаете свой возраст?

- Повзрослев, я испытал облегчение. Беспокойства, тревоги более не испытываю - может быть, потому, что уже не стремлюсь ничего никому доказать. В молодости всего этого, конечно, не избежать - особенно если по натуре расположен к искусству и чувствуешь за собой некие обязательства. А сейчас я просто получаю удовольствие от роли отца в реальной жизни...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Гари Олдман родился 21 марта 1958 года на окраине Лондона в семье сварщика и домохозяйки, что не помешало ему получить стипендию в театральном колледже. С успехом играл в театре, в 1982 году дебютировал в кино.

Известность пришла через 3 года с фильмом «Сид и Нэнси», где Олдман сыграл лидера группы Sex Pistols Сида Вишеса, но успешная карьера в Голливуде была омрачена пристрастием к алкоголю, от которого артист добровольно лечился. Был четырежды женат, в том числе на актрисах Лесли Мэнвилл и Уме Турман. Имеет сыновей Альфи (23 года), Гулливера Флинна (14 лет) и Чарли Джона (12 лет).

Автор: Стас Тыркин