Довольно часто на сайте (сайтах) появляются работы, имеющие собственную рамку, паспарту (далее я буду именовать это рамкой, т.к. в этом слове букв меньше, чем в слове паспарту, а я ленивый), созданное автором фотографии. В общем, нечто вокруг самого изображения. Насколько это оправданно? Есть ли действительно необходимость в этом элементе в каждом конкретном случае? Что дает рамка? И что скрывает? Об этом я и решил написать. А также некоторые соображения по поводу самих рамок, их вида, цвета и правил использования.

Фото в рамке на сайте… Наверное, большинство из нас использовали этот прием в своих работах. Действительно, такая работа смотрится законченной и более "смотрибельной". Но далеко не всегда это оправданно. В большинстве случаев рама только отвлекает от самой работы и не добавляет ей ничего, только занимая полезную площадь и увеличивая вес (в Кб) самой работы. А поэтому, рама в работе на сайте в 96 случаях из 100 (а на сайтах, где можно задавать цвет фона 98 из 100) – вещь совершенно бесполезная и не нужная.. Оставшиеся 2% я отношу к тем случаям, когда рамка является неотъемлемой частью самой работы.

Будь то стилизация под старину, или обрамление, определяющее область просмотра самого изображения, или праздничное паспарту.. Одним словом, нужно хорошо подумать перед тем, как делать рамку для работы. Зачем она? Какую нагрузку она несет? Что увидит зритель? Фотографию… или что-то в рамке.. Если подумать хорошенько, результатом будет вывод: «Раму в топку!»

Так что же? Рама совсем лишняя? Но ведь на всех выставках… Да. Печатная работа – это законченный продукт, произведение искусства, товар, просто работа, которую хочется повесить на стену. И в этом случае рама вещь полезная, а в большинстве случаях даже необходимая.

Какой она должна быть? Рама для моей любимой работы… Сначала стоит определить, где и для чего будет использована данная работа. Будет она одиноко или в компании себе подобных украшать стену, или войдет в состав экспозиции. От этого во многом зависит стилистика, размер и вид рамы.

Если работа используется в составе экспозиции (в группе работ), то нет смысла использовать индивидуальное паспарту, оно либо будет конкурировать с другими работами, или сделает их не совместимыми.

Обычно на выставках и в журналах есть человек, специально обученный и гордо именующийся "билд-дизайнер", который заранее знакомится со всем материалом и определяет вид и размер паспарту для работ, их взаимное расположение.

Наиболее универсальными в этом случае будут однотонные паспарту нейтральных цветов (белое, черное, серое – разной плотности) не имеющие рисунка и отделенные от самой работы тонкой филенкой (полоской) контрастной по отношению к самому паспорту или без таковой.

Если работа будет использоваться как элемент декора в оформлении помещения, то в этом случае уже стиль самого помещения в значительной степени определит вид, размер и цвет рамы. Согласитесь, в небольшой комнате в стиле "хай-тек" золоченая рама в стиле барокко будет совсем не в тему… Как в прочем и наоборот.

Когда стоит использовать раму с фактурой, рисунком (узором) а когда просто однотонную, без деталей? Как советуют специалисты, чем меньше деталей на самой работе, тем больше вероятность, что рама с фактурой (неровным краем, узором, рисунком, просвечивающимся изображением.. и т.п.) будет смотреться гармонично и создавать определенную атмосферу вокруг работы во время просмотра.

Однако, к использованию рам с рисунком (фактурой) нужно подходить крайне осторожно. Неверный подбор такой рамы может превратить даже серьезную работу в лубок или в простое украшение интерьера. Работа умрет. Простые однотонные рамы в этом случае тоже более универсальны и при правильном выборе способны подчеркнуть достоинства работы, не обозначая явно своего присутствия.

Для публикации работ на сайте рама не нужна, исключение составляют единичные случаи, когда невозможно изменить фон страницы или рама является частью стилизации. Во всех остальных случаях – раму в топку..

Автор: Юрий Лукьяненко (ОчСпок)