АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО МЕТОДУ ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)*

1. Выбирается 4-5 случайных объектов (из словаря, книги…)

2. Составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (по 5-6 ИНТЕРЕСНЫХ слов - прилагательных, деепричастий, глаголов)

3. Выбирается фокальный объект - на нём фокусируется мысль

4. Признаки случайных объектов поочередно присоединяются к фокальному объекту и записываются

5. ВСЕ полученные сочетания новых творческих идей развиваются путём свободных ассоциаций.

6. Оцениваются полученные варианты и отбираются наиболее интересные и эффективные решения

*ВНИМАНИЕ!

В приведенном алгоритме, в отличие от «классических схем», работа по методу фокальных объектов начинается с выбора случайных слов и их свойств. Почему?

Практика применения МФО показывает, что если человек заранее знает фокальный объект, то он бессознательно подбирает близкие слова и их «подходящие» свойства. Однако самые интересные сочетания МФО дает как раз при соединении принципиально различных слов и их свойств с фокальным объектом.

Например, при практической работе по методу фокальных объектов с хирургом он выбрал несколько слов, в т.ч. «забор». Затем, записывая свойства, забору он приписал свойства «дырявый, грязный». И только потом ему был предъявлен фокальный объект для совершенствования: скальпель. В результате развития ассоциаций по словосочетаниям «грязный скальпель», «дырявый скальпель» он разработал несколько новых видов хирургического инструмента. «Грязный скальпель» - на него наносят нужное для операции покрытие из лекарств (т.н. «грязь») – для остановки крови, анестезии, обеззараживания и т.д. Один из вариантов «грязи» - заиндевевший скальпель, т.е. сильно замороженный. Им легко и безболезненно можно выполнять простые операции.

Если бы мы сначала выбрали объект для изменений, то вряд ли хирург назвал бы такие признаки забора как «грязный» и «дырявый». А именно они дали самые сильные необычные решения.

Именно поэтому мы советуем сначала заготовить разнообразные слова и их признаки. Кстати, если вы сделаете себе «домашнюю заготовку» из 50-100 слов и их свойств, то вы сможете на несколько лет обеспечить эффективную работу по методу фокальных объектов (МФО) по ЛЮБЫМ фокальным объектам.

Рекомендации по применению метода фокальных объектов :

1. Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект.

2. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т.д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет ИНОГДА. Например: трактор – застрявший, ветер – завывающий, лампочка - вспыхнувшая, забор – грязный, покосившийся, кошка – голодная, цветок – дырявый.

3. Фокальным объектом может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования – это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

4. Необходимо выписать все варианты полученных сочетаний, соединив их в читаемое словосочетание. Например, если фокальный объект – будильник, то надо выписать ВСЕ варианты – голодный будильник, покосившийся будильник и т.д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут при этом.

5.При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы:

«Что ЭТО может быть?», «Где ЭТО можно использовать?». Вопрос «Кому ЭТО надо?» поможет определить целевую аудиторию: кто и зачем будет «ЭТО» покупать и платить за «ЭТО» деньги.

6. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Метод фокальных объектов раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям. Использование случайности позволяет получать новые творческие идеи и решения, что не могут быть получены другими, логическими способами, которые на подсознательном уровне «отсекают» кажущиеся необычными решения. Часть сочетаний окажется уже реализованной, часть бессмысленной, но возможны и интересные сочетания, из которых рождаются новые объекты и идеи. Более пристального внимания со стороны бизнеса заслуживают на первый взгляд абсурдные сочетания, т.к. при выборе соответствующего контекста они окажутся вполне реализуемыми.

С наилучшими пожеланиями, Василий Дмитрук.