Выдержка - это такое время, во время которого свет воздействует на матрицу фотоаппарата. Кстати, есть ещё такое определение, как время экспонирования, которое означает время, в течение которого затвор фотоаппарата открыт для получения кадра.

Если доступ света начинается и прекращается одновременно по всему полю изображения, то выдержка совпадает с временем экспозиции. При использовании шторного или обтюраторного затвора время экспозиции может многократно превышать выдержку. Но эта фигня нас не особо должна волновать, потому что в современных цифровых фотах эти цифры обычно совпадают, а если у кого-то не совпадают, то они могут поподбирать, что им нужно, руководствуясь советом из прошлого выпуска :Р

Во многих современных фотоаппаратах используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:

* 8000 (1/8000 c)

* 4000 (1/4000 c)

* 2000 (1/2000 c)

* 1000 (1/1000 c)

* 500 (1/500 с)

* 250 (1/250 с)

* 125 (1/125 с)

* 60 (1/60 с)

* 30 (1/30 с)

* 15 (1/15 с)

* 8 (1/8 с)

* 4 (1/4 с)

* 2 (1/2 с)

* 1 с

* 2 с

Понятно, что чем больше знаменатель, тем на меньшее время открывается затвор. Меньше, чем на мгновение (которое мы сами можем уловить). Соседние значения выдержки изменяют время экспонирования ровно в два раза, а соответственно количество нашего света /о да мы присвоили себе этот свет такие мы плохие отрезатели видимой световой реальности.

А теперь немного о грустном. Многие мыльницы и некоторые зеркальные камеры обладают дурацким недостатком, заключающимся в том, что перед каждым следующим кадром необходимо ждать, пока предыдущий запишется в память камеры

У каких камер задержка больше

Ну конечно же те, у которых встроенный буфер памяти очень небольшой или совсем отсутствует. Именно от его размера зависит скорострельность фотоаппарата. Можно немножко исправить ситуацию, фотографируя в формате jpeg, чтобы задержка спуска не сильно мешала скорости съёмки. Может у некоторых возникнет немного туповатый вопрос "А почему бы и нет? Я всегда снимаю в jpeg". А вот потому что это такой уже переработанный сжатый формат, который несколько загубит наши кадры, а так же урежет нам возможности последующего редактирования фото. Но для тех, кто снимает на мыло, это может быть единственным вариантом, так как их камеры могут быть даже не знакомы с форматами raw и tiff. Ну вернее скорей всего мельком знакомы, но очень не хотят с ними общаться, сохраняя всё в jpeg, потому что такие вот они дешёвые упёртые зануды

Решающий момент

Но самое главное качество настоящего фотографа почти не зависит от скоростных параметров камеры. Оно приходит с опытом и заключается в интуитивном знании момента, когда нужно нажать спуск, - в "тот самый момент".

Для тех, кто не обладает такой вот интуицией можно предложить судорожно щёлкать сотни кадров, пока они не загрузят свою флешку до отказа, а оптом среди них искать хороший кадр. Хотя, вот кстати многие даже профессиональные фотографы могут сделать огромные кучи постановочных кадров, а выберут среди них всего один для какой-нибудь рекламы или ещё чего-то там.

Движение камеры

Ну так вооот. Тема у нас не совсем про это, а про выдержку, так что продолжим) Частенько причиной нерезких снимков является именно то, что выдержка поставлена достаточно долгой, а мы при этом ещё дёргали руками или какими-то другими органами, которыми держат камеру /просто не знаю может какие-нибудь осьминоги тоже читают эту рассылку, спешиал фор зем замечание/, а вовсе не потому что мы так неудачно сфокусировались, что получили размазню. Ну да размазня бывает разная, дадада+)

Наиболее часто с таким явлением сталкиваются владельцы компактов, когда при недостатке света им приходится ставить большие выдержки, а так же чуваки, старающиеся поймать картинку при максимальном зуме или телеобъективом (про объективы будет следующий выпуск, кстати).

Решением проблемы может быть:

а) штатив

б) использование вспышки

в) увеличение значения светочувствительности (это не так круто, потому что увеличится зернистость)

г) возможно какие-то лекарства от судорог и прочие успокаивающие препараты

Короткие и длинные выдержки

При короткой выдержке удаётся запечатлеть мгновенные моменты действия. Это наш выбор при съёмке спортсменов, детей, прочих животных и дёрганых существ. В этих жанрах не менее важным является выбор правильной точки съёмки.

Движущиеся объекты следует снимать под большим углом, чтобы в кадре остался след движения.

На зеркальных камерах обычно есть режим с буковкой "В", когда можно выставить сколь угодно длительную выдержку или она будет продолжаться до тех пор, пока мы держим кнопочку. При этом движущиеся источники света на фото превратятся в световые полосы, а статичные объекты остаются такими, как есть. Это даже такая техника съёмки есть со световыми кистями. И при такой съёмки лучше не дёргать ни руки, ни штатив

Ещё эта техника часто используется для съёмок различных зданий, чтобы сконцентрировать внимание на особенностях архитектуры, превратив проходящих мимо людей в призраков.

Для снижения уровня света в целях избежания переэкспозиции при длительных выдержках очень часто используются нейтральные светофильтры кратностью от 2х до 8х.

Кстати, эффект нерезкости можно имитировать в фотошопе группой фильтров размытия (Blur).

Проводка

Техника съёмки с проводкой (Panning) очень популярна при съёмке авто- и мотоспорта (хотя частенько там выручает именно фотошопный motion blur). Приём такой съёмки заключается в следовании за объектом. И тут важна даже не практика, а чаще всего банальное везение. Просто ведём камеру за объектом и получаем нечто такое размазанное, как нам хотелось.