Возможно, последний видеоурок сподвигнул многих читателей обратить своё внимание на кадрирование изображений, и, отвечая на их вопросы, я сегодня коснусь этой темы.

Ну, это дело творческое, тут спорить никто и не будет. Вы сможете найти массу статей на эту тему, и у каждого автора будет свой уникальный взгляд на эту тему. Но это профессиональные взгляды опытных фотографов, которые имеют право на своё мнение. Вы тоже имеете такое право! Но существуют всё-таки определённые общепризнанные правила, которых большинство фотографов считают нужным придерживаться. Новичку на первых порах это особенно рекомендуется.

Эти правила основаны на естественных законах природной гармонии. Они свойственны окружающему нас миру и Вам самим, и поэтому им очень легко научиться.

По своей последовательности, сюжет кадра можно выбирать непосредственно при съёмке, а можно потом, при обработке снимка на компьютере. Я очень настойчиво рекомендую свести к минимуму второй вариант, и старательно выбирать композицию кадра уже при съёмке. Особенно это касается владельцев фотокамер с невысоким разрешением.

Запомните: при кадрировании снимка на компьютере качество фотографии всегда ухудшается!

Но, тем не менее, часто этого избежать не удаётся. В первую очередь при документальной съёмке, спортивной и случайной. Но если Вы снимаете «степенно и важно», то обратите на это особое внимание.

Правила сюжета в принципе почти одинаковы и во время съёмки, и при обработке фото на компьютере. Обобщённо можно сказать так: кадр должен быть уравновешен всеми небольшими деталями снимка и крупными объектами, и должен нравиться Вам, а также большинству ваших зрителей! Для этого старайтесь выполнять следующие рекомендации.

Первое, самое простое правило:

при съёмке симметричного объекта, (или портрета человека, смотрящего прямо), он должен находиться по горизонтали в центре, и в одной из двух третьих воображаемого вертикального деления снимка. (Об этом чуть ниже). Но такие снимки зачастую смотрятся очень плоско, как бы официально. Я не люблю «снимать в лоб», и стараюсь придерживать другого подхода. Отойдите чуть в сторону, выберите более оригинальный ракурс. Придайте объёмности своему снимку!

Второе правило:

равновесие в кадре может достигаться и «пустым» пространством снимка, при условии воображаемого продолжения движения объекта, видимого на снимке. Что-то я немного «загнул» :), поэтому поясню:

Например, взгляд человека направлен вправо. Мы в кадре немного смещаем его влево, чтобы дать пространство для направления этого взгляда.

Или Вы сняли бегущего спортсмена. Сместите его в сторону, противоположную бегу – пусть будет видно, что он куда-то бежит, а не упрётся через пару метров в стену! А бывает другой вариант – уходящий от Вас человек. Тут, возможно, необходимо создать пространство за его спиной, что бы подчеркнуть движение «от себя».

Или на снимке изображен цветок крупным планом. Должно быть небольшое смещение, чтобы дать воображению увидеть, что он живой и растёт, а не нарисованный.

Это правило создаёт динамику, показывает движение в статичном по определению снимке.

Правило третье:

в снимке не должно быть лишних предметов. Например, Вы фотографируете друзей на улице. Осмотритесь быстрым взглядом, нет ли вокруг каких-то мало эстетичных предметов. Почему-то многие фотолюбители, точно нарочно, «любят» фотографировать людей рядом с мусорницами, грудами пустых бутылок, с непонятной рекламой и т.д. Как будто нет в городе (или в лесу) действительно красивых мест!

Сюда же можно отнести и выбор фона. Проявите своё художественное чутьё, которое есть у любого человека. Только не говорите мне, что Вы неспособны отличить старое полуразрушенное здание от красивого зелёного газона!

И четвёртое правило:

оно включает в себя и первые три, и это компоновка кадра по вертикали. Если условно разделить снимок снизу вверх на три части, то основной объект (условный его центр) должен занимать две этих трети. Если Вы, например, снимаете впечатляющие своей красотой грозовые тучи, то небо будет занимать две верхних трети. А если вы хотите выделить живописный пейзаж на похожем снимке, то небо переместится в верхнюю треть, а земля уже разместится на основных двух третях. Вообще, это правило главным образом касается пейзажей и портретов.

Также следует располагать в кадре людей, архитектуру и т.д. в приведенных выше примерах. Если снимок сделан не в альбомной, а в книжной ориентации, то и к нему применяются эти же правила.

Конечно, это условное описание этих правил, к ним можно добавить ещё много моментов, скорее похожие на советы, но если Вы первое время будете их придерживаться, то быстро разовьёте в себе чувство гармонии в фотоснимке, и сможете вносить что-то своё, новое. Ведь нет правил без исключений! Иначе не было бы шедевров, а все фотоработы заставляли бы Вас зевать от скуки.

Итак, применяйте в съёмке эти четыре рекомендации (если раньше им не следовали), и увидите, как Ваши снимки станут смотреться уже гораздо лучше!