Для любой компании 125 лет — это возраст более чем приличный. А уж в сфере компьютерных технологий трудно найти хоть кого-то, кто так долго может успешно существовать. Именно поэтому 125-летие компании Nintendo — это событие поистине знаковое.

23 сентября 1889 года в бывшей японской столице — городе Киото — Фусадзиро Ямаути открыл небольшой магазинчик по производству и продаже игральных карт ханафуда под названием «Нинтендо Коппаи». Дела у Ямаути пошли в гору, и уже в скором времени он открыл второй магазинчик в Осаке, а затем начал разрабатывать и новые карточные игры. Впрочем, за пределами Японии они известны только японистам или просто любителям японской культуры.

И все у Фусадзиро Ямаути было хорошо в его бизнесе, кроме одного: не было у него преемника, вернее, сына — только дочь. В итоге в 1929 году возглавить Nintendo было доверено зятю Фусадзиро, Секире Канеде, который был вынужден взять фамилию Ямаути. При Секире была основана еще одна компания — «Маруфуку», которая должна была распространять продукцию уже карточного гиганта «Нинтендо», давно переросшего тот самый первый магазинчик в Киото.

В нынешнего мастодонта видеоигровой индустрии Nintendo превратилась при следующем руководителе — внуке Секире Хироси Ямаути. Любопытно, что у Секире тоже не было сыновей и его преемником вновь должен был стать зять — Сиканодзо Инаба, однако он бросил жену и сына, и встать у руля компании пришлось 22-летнему Хироси.

Когда молодой руководитель возглавил в 1949 году компанию, она занималась исключительно разработкой и производством игральных карт. Одним из первых шагов Хироси стало слияние «Нинтендо» и «Маруфуку». Ямаути-третий справедливо посчитал, что две компании, делающие по сути одно и то же, будут гораздо успешнее, если займутся общим делом. А уже вскоре, в 1953 году, под руководством Хироси был создан совершенно новый для Японии продукт — игральные карты, выполненные целиком из пластика. Это был крайне успешный для компании шаг, и на прибыль, полученную во многом с этой разработки, Nintendo покупает в 1959 году у Disney лицензию на производство карт с персонажами диснеевских мультфильмов. Мультяшные карты имели в Японии бешеный успех.

Опьяненный достижениями и независимостью, Хироси пробует выйти за пределы игровой индустрии, и под крылом Nintendo появляются в разное время таксопарк, производство риса быстрого приготовления и даже «любовные гостиницы», где можно было снимать комнаты на час. Да-да, именно для этого. Все эти эксперименты чуть не поставили Nintendo на грань банкротства, и Хироси принял решение вернуть компанию в сферу игр.

В этом ему во многом помог гениальный инженер Гумпей Екои. В перерывах между сменами он для своего развлечения создавал простую безделушку — примитивную механическую руку, с помощью которой можно было хватать предметы. Она состояла из двух рукояток на одном конце, щипчиков на другом и сложенных крест-накрест пластиковых элементов между ними. Хироси Ямаути увидел эту игрушку в руках Екои случайно, после чего приказал ему доработать ее для запуска в производство. Получившийся продукт получил название Ultra Hand и помог компании выйти из затяжного пике.

Еще одно важное лицо в истории компании — помощник Ямаути Ироси Иманиси, который провел успешную реорганизацию. В результате его реформ в Nintendo появилось три подразделения: первое занималось игральными картами, второе — специфическими игральными картами карута, а третье — играми, игрушками и всеми остальными новыми для компании продуктами.

Это подразделение, впоследствии ставшее ключевым, возглавил не кто иной, как Гумпей Екои. Благодаря ему Nintendo и стала видеоигровым монстром. Из стен третьего отдела вышла, например, электронная игра Love Tester, машинка для подачи мячиков Ultra Machine и… световой пистолет. Тот самый, из которого через несколько лет нужно было стрелять по уткам в телевизоре.

Все эти продукты оказались крайне успешными, и Хироси принял решение, что необходимо внедрять в игровую индустрию новые технологии, которые с каждым годом становятся все более и более доступными.

В середине 70-х годов компания начинает создавать игровые автоматы и выходит на североамериканский рынок, где новая забава становится крайне популярной. В 1975 году Nintendo выкупает лицензию на первую в истории игровую консоль Magnavox Odyssey. А уже через два года, в 1977-м, Nintendo начинает производить свою собственную приставку под названием Color TV-Game. Серия приставок TV-Game также стала успешной и очень способствовала распространению видеоигр среди населения.

Следующая веха в истории Nintendo — портативная консоль Game & Watch, появившаяся в 1980 году.

В нашей стране она обрела наибольшую популярность под нелицензированной личиной «Электроника ИМ-02», или, как ее называли в народе, «Волк и яйца». Идея создания Game & Watch появилась у Гумпея Екои после того, как он увидел в общественном транспорте людей с первыми микрокалькуляторами на ЖК-дисплеях. В итоге игрушка продержалась в производстве 11 лет, до 1991 года.

Следующий прорывной продукт от Nintendo — игровая консоль NES/Famicom, появившаяся в 1982 году. В нашей стране про NES, как ни странно, не слышал практически никто, но зато все знали Dendy — клона этой игровой приставки, ставшего необычайно популярным на постсоветском пространстве.

Для NES же в 1985 году была разработана поистине легендарная игра Super Mario Bros — про водопроводчика Марио, который должен был спасти принцессу Пич и освободить Грибное королевство от куп. Впервые персонаж Mario появился еще в 1981 году в игровом автомате Donkey Kong. Тогда его еще звали Jumpman (Прыгун). Персонажем собственной игры итальянский водопроводчик стал в 1983 году в игровом автомате Mario Bros. Там же и появился его брат Луиджи, получивший костюм зеленого цвета.

Марио стал и первым в истории героем экранизации видеоигры — в 1993 году вышел фильм «Супербратья Марио» с Бобом Хоскинсом в главной роли.

Для той же консоли была создана и другая легенда — Legend of Zelda. Игра стала настолько популярной, что буквально вошла в современный фольклор. Актер Робин Уильямс даже назвал свою дочь Зельдой в честь принцессы из этой видеоигры. Вселенная Legend of Zelda была признана Книгой рекордов Гиннесса третьей по значимости среди всех компьютерных игр.

Еще одно детище Гумпея Екои — портативная игровая система Game Boy, благодаря которой родилась вселенная Pokemon. Новые консоли можно было соединять между собой кабелями, чтобы обмениваться игровой информацией. Это лишь способствовало распространению как Game Boy, так и покемонов, люди охотно сталкивали между собой своих виртуальных питомцев в ожесточенных битвах.

Впоследствии серия Game Boy развивалась, и через некоторое время появились цветная Game Boy Color, продвинутая Game Boy Advanced и складная Game Boy Advansed SP. Любопытно, что новые консоли имели полную обратную совместимость с картриджами всех предыдущих поколений Game Boy — GBA SP 2003 года могла без проблем запускать игры для оригинального, черно-белого Game Boy.

Однако касаемо полноценных приставок дела у компании шли уже не так хорошо: конкуренция со стороны сначала Sega, а потом и Sony уже не давала Nintendo оставаться лидером рынка. Консоль Nintendo 64 уступила PSOne, а ее преемница GameCube — PlayStation 2 и Xbox.

Все это время компания управлялась Хироси Ямаути, который отошел от дел только в 2002 году. Четвертым главой компании стал Сатору Ивата, первый не-Ямаути у руля Nintendo. При Ивате уже появились Nintendo DS и Nintendo Wii, новые поколения которых компания и предлагает. Wii стала самой продаваемой игровой приставкой своего поколения, а портативная DS стала самой успешной на рынке портативных консолей, обойдя сначала PSP, а теперь и PS Vita.

И хотя мы и не слышим про Nintendo в том же позитивном ключе, что и 30 лет назад, дела у ветерана игровой индустрии идут очень даже хорошо. И мы надеемся, что и 150-летие компания встретит, радуя преданных поклонников своей продукции новыми играми.

С днем рождения, Nintendo!