Игр про отстрел динозавров уже давненько не было, и Capcom решила это исправить — в Exoprimal нужно сражаться с толпами вымерших ящеров, появляющихся из межпространственных порталов. Играется ли это так же весело, как звучит, рассказываем в рецензии

Жанр Экшен

Издатель Capcom

Разработчик Capcom

Минимальные требования Процессор Intel Core i5-7500 3,4 ГГц / AMD Ryzen 3 1200 3,1 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1050 Ti / AMD Radeon RX 560, 50 Гбайт на жёстком диске

Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-8700K 3,7 ГГц / AMD Ryzen 5 3600X 3,8 ГГц, 16 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 1070 / AMD Radeon RX 590

Локализация Звук (частично) и текст

Возрастной ценз От 16 лет

Платформы PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One

Играли на Xbox Series S

Аудитория онлайн-игр давно поделилась на несколько больших групп: кто-то каждый год Call of Duty покупает, кто-то «живёт» в Fortnite, кто-то продолжает есть кактус под названием Overwatch 2, и так далее. Издательству Capcom переманить к себе часть этой аудитории до сих пор не удавалось, да и попыток было не то чтобы много — не считать же ими скверные онлайн-игры во вселенной Resident Evil. Новинка в лице Exoprimal вряд ли завоюет сердца людей из вышеперечисленных категорий, но это точно лучшая попытка Capcom сделать игру-сервис, которую не хочется выключить после первых же трёх матчей.

Против всех

Как я уже писал в предварительном обзоре бета-версии, главная «фишка» Exoprimal — возможность сражаться с полчищами динозавров. Для кого-то этого уже будет достаточно: возьмите любую игру, в которой нужно отстреливаться от толп врагов, и мысленно замените этих врагов на динозавров — это наверняка сделает её только лучше. А чтобы происходящее выглядело ещё круче, облачите персонажей в экзоскелеты (которых аж десять типов!).

Структурно это прежде всего PvE-игра: команда из пяти человек появляется на локации и должна бегать от одного маркера к другому, проходя испытания (чаще всего в виде отстрела динозавров). Вот только эта пятерка не действует сама по себе — один отряд здесь соревнуется с другим в скорости, и красные силуэты вражеских игроков, делающих всё то же самое, всегда подсказывают, обгоняют ли вас оппоненты или вы завершаете задачи быстрее.

Что происходит после, зависит от того, какую опцию вы выбрали перед началом матча. Одна из претензий к «бете» была связана с тем, что все матчи завершались PvPvE-потасовкой — оба отряда переносились на одну локацию и толкали свои грузы в указанную точку. Ближе к концу пути отрядов непременно пересекались, поэтому приходилось одновременно отбиваться и от бесконечно возрождающихся динозавров, и от других игроков. В полной версии придумали очень элегантное решение: вы можете указать, хотите ли вы, чтобы матч завершился PvP-испытанием, или выберете PvE и вместо этого будете сражаться ещё с несколькими волнами динозавров. А при выборе третьей опции — «Случайно» — испытание всегда будет разным, зато опыта за это получишь чуточку больше.

Самое странное в Exoprimal — на удивление однообразное начало игры. Приходится бегать по одной и той же карте, выполнять одни и те же задачи и сражаться с одними и теми же противниками на протяжении десяти матчей, прежде чем тебя решат закинуть в новый регион и показать, что на самом деле здесь не одна миссия, а в конце матча не всегда нужно двигать груз. Нельзя сказать, что со временем контента становится намного больше, — в «лучших» традициях игр-сервисов здесь сделали необходимый минимум, чтобы потом расширять возможности обновлениями. Но всё равно геймплей становится веселее, хотя и на старте от него можно получить удовольствие.

На все случаи жизни

Прежде всего, Exoprimal удалась как экшен. В зависимости от костюма на уровнях ведёшь себя совершенно по-разному. Снайпер стреляет из винтовки с подствольным гранатомётом, Зефир размахивает в ближнем бою мечами и быстро телепортируется к цели (или подальше от неё), Заслон поднимает массивный щит, которым может отталкивать мелких динозавров. Экзоскелеты делятся на три категории: штурмовики, танки и герои поддержки — желательно, чтобы в команде был хотя бы один персонаж каждого класса. Что удивительно, игроки охотно переключаются на другие экзоскелеты, если отряд показывает не лучшие результаты.

Абсолютные способности тоже у всех разные, и копятся они долго, зато могут полностью перевернуть ход матча. Взять хотя бы Заслона, который начинает быстро крутиться в Т-позе и выпускает смерч, сносящий всех противников на пути. Или Шквала, устремляющегося вперёд и поджигающего каждого, с кем столкнётся, чтобы в конце вызвать мощный взрыв. Поскольку это геройский экшен, без пересечений с Overwatch и Apex Legends не обошлось: Зоркая заряжает выстрел как Роковая Вдова, Шквал похож на Крысавчика и тоже может подрывать мины нажатием кнопки, Кригер ставит защитный купол и призывает артиллерийский удар — ровно как Гибралтар. Однако это по большей части PvE-проект, да и врагов тут значительно больше, так что используются знакомые способности иначе.

Оружие не выбираешь, у каждого экзоскелета оно своё. Но какой бы пушкой ни пользовался, стрелять — одно удовольствие, будь то огромный пулемёт Кригера, перегревающийся после долгого использования, или парные револьверы Нимбус, с которыми ставить хедшоты особенно приятно. У персонажей поддержки — вообще одни из самых интересных видов оружия: например, Нимбус может переключаться между режимами урона и исцеления, то атакуя врагов, то помогая союзникам. А снаряды Аэроволны наносят урон на небольшой площади, причём она может выпускать их, летая над землёй.

Экзокостюмы прокачиваются по отдельности: за участие в матчах открываются не только косметические предметы, но и более полезные вещи вроде вспомогательной экипировки. Под неё выделен один слот — это может быть как пушка, выпускающая мощный лазер, так и что-то более необычное вроде заряженного бурового кулака и парализующего электромагнитного сюрикена. Ещё у костюма есть три слота для модулей, улучшающих характеристики. Среди них — ускорение перезарядки, увеличение прочности, сокращение наложенных негативных эффектов и другие.

Звучит всё это не очень захватывающе — даже когда прокачиваешь модули и делаешь их качественнее, эффект зачастую не слишком бросается в глаза. Но всё равно польза есть: у Снайпера, к примеру, есть модуль, с которым последовательные попадания из оружия ненадолго повышают базовый урон. В перестрелках с крупными динозаврами, в которых всаживаешь по несколько обойм, такой модуль ускоряет процесс и приближает команду к победе.

Большие и злые

Но главные звёзды Exoprimal — не экзокостюмы, а динозавры. Летающие птеранодоны, огромные рогатые трицератопсы, орущие по любому поводу ти-рексы, бронированные анкилозавры — каждый раз при встрече с ними будто бы попадаешь в детство, когда читал книжки обо всех этих существах и разглядывал картинки. Здесь они реалистично выглядят, здорово анимированы, агрессивно настроены и нападают при первой возможности — хотя бы один раз прокатиться на рогах трицератопса, который впечатает вас в стену, придётся.

Сражаться с крупными ящерами не надоедает даже спустя десятки матчей — они всегда появляются в больших количествах, а потому косить из пулемёта, кидать в них гранаты, влетать с мечами в толпу и другими методами расправляться с агрессорами всегда весело. А когда дело доходит до PvP, игроки могут не просто призывать на свою сторону динозавра, но и управлять им. Каждый раз испытываешь ни с чем не сравнимые эмоции, когда мелкие человечки тщетно пытаются в тебя стрелять, а ты машешь хвостом и отнимаешь у них по половине «жизней» за каждый удар. В PvE же самые крутые моменты происходят в матчах, в которых сотни и тысячи динозавров сыплются с неба, из межпространственных порталов — это впечатляло ещё в «бете», и здесь такие эпизоды приносят не меньше удовольствия.

Объяснение тому, что в Exoprimal вообще происходит, есть, хотя подаётся сюжет не совсем обычным образом. Как таковых уровней и миссий нет — вы участвуете в матчах и после нескольких завершённых игр смотрите ролик на движке. Но это не всё — после каждого матча находишь так называемые утерянные данные, то есть звуковые записи и видео с диалогами. Когда определённые данные собраны, разблокируются «Тайны»: главные герои собираются в штабе и анализируют находки.

Эти тайны связаны с «Левиафаном» — продвинутым искусственным интеллектом, который создали те же люди, что работали над экзоскелетами. По сюжету, в 2040-м году над вымышленным островом Бикитоа начали появляться межпространственные порталы, из которых на города обрушивались толпы динозавров. А спустя три года после этого патрульный отряд, состоящий из нашего героя и ещё нескольких механиков и инженеров, попал в один из таких порталов и оказался на альтернативной версии этого острова, где «Левиафан» устраивает некие военные игры, отправляя участников обратно в 2040-й и тестируя экзобойцов в реальном времени.

Мы в этих играх покорно принимаем участие, но в то же время подозреваем, что «Левиафан» не так уж добр по отношению к людям, — именно подтверждающие это данные герои и ищут. История немного запутанная, а диалоги трудно слушать из-за дурацких акцентов, но идея с оперативной картой делает повествование более интересным, чем если бы здесь один за другим крутили видеоролики. Изучение утерянных данных действительно напоминает детективную работу, хотя от игрока, по сути, ничего не требуется — просто запускать один за другим матчи и периодически заходить в соответствующий раздел меню.

***

Exoprimal трудно оценивать, поскольку многое зависит от платформы, на которой будешь в неё играть. В качестве забавы по подписке Game Pass это достойный мультиплеерный экшен — история подаётся более-менее интересно, стрелять весело, пробовать разные классы и прокачивать костюмы увлекательно. Вот только на других платформах Capcom просит за игру аж $60, и за такую стоимость рекомендовать её трудно — в том числе из-за того, что придётся долго и муторно разблокировать новые развлечения вроде дополнительных режимов и карт и интерес за это время может утеряться. Но потенциал у игры определённо есть — это вполне качественный геройский экшен. Вопрос лишь в том, останется ли он кому-то интересен к тому моменту, когда контента станет больше.

Достоинства:

десяток уникальных экзокостюмов, предлагающих разный геймплей;

приятная стрельба независимо от выбранного костюма и оружия;

сражения с толпами динозавров долго не надоедают;

сюжет подаётся необычно, чем и способен заинтересовать.

Недостатки:

медленное начало — новый контент разблокируешь далеко не сразу;

мало доступных развлечений;

русская версия озвучена лишь частично.

Графика

Непосредственно дизайном локаций игра не впечатляет, но заполняющие экран толпы динозавров не перестают радовать глаз. К тому же происходящее не тормозит независимо от количества врагов в кадре.

Звук

В русской версии странное озвучание: в роликах персонажи говорят на английском, а все реплики искусственного интеллекта переведены на русский. А жаль — с полным озвучением можно было бы не слушать жуткие акценты.

Одиночная игра

Exoprimal не отличается от других игр-сервисов — если вы привыкли играть в такие проекты в одиночку, то и тут скучно не будет. Да ещё и сюжет вызывает хоть какой-то интерес.

Оценочное время прохождения

Чтобы увидеть все сюжетные ролики, потребуется 55 матчей — это около 20 часов геймплея.

Коллективная игра

Позвать в совместную игру можно аж четверых друзей, чтобы впятером участвовать в матчах. Налаженная командная работа позволит побеждать заметно чаще.

Общее впечатление

Хороший подарок подписчикам Game Pass, но не лучшая покупка за полную стоимость. Exoprimal — самая удачная попытка Capcom выйти на рынок мультиплеерных кооперативных развлечений, но то, как долго она раскрывает все свои возможности, легко отпугнёт потенциальных новичков.

Оценка: 7,0/10