После снижения ключевой ставки и появившейся надежды на её дальнейшее снижение ВТБ сообщил о снижении ставок на автокредиты. Чего ожидать далее?

Цены и ставки снижаются

За годы мы привыкли к тому, что цены, тарифы и ставки, если поднимаются, то уже никогда не опускаются. Однако последние пару месяцев демонстрируют обратное. Сначала мы увидели снижение подскочивших на фоне ажиотажного спроса цен на продукты и лекарства, затем с удивлением заметили, что опустились цены на бензин. Немного погодя стали дешеветь стройматериалы. И вот, похоже, пришёл черёд ставок по кредитам, которые взметнулись вверх вместе с повышением ключевой ставки со стороны регулятора.

11 апреля Центробанк снизил ключевую ставку с 20 до 17%, а немного погодя его глава Эльвира Набиуллина дала надежду на дальнейшее её понижение. «У нас следующее заседание (совета директоров Банка России — Ред.) через неделю, будем смотреть, как развивается ситуация. Но мы понимаем, что нужна доступность ставок, в том числе для кредитования экономики», — сказала она 19 марта.

Практически одновременно ВТБ сообщил об улучшении условий по всей линейке программ автокредитования. Он снизил ставки на 3 п. п. Теперь залоговые кредиты доступны клиентам от 8,7% годовых, а беззалоговые — от 12%. Причём новые условия действуют при приобретении как новых, так и подержанных машин.

Авторынок: прогнозы

Опубликованные недавно итоги мартовских экспресс-мониторингов, проводимых агентством «Автостат» и компанией Frank RG, свидетельствуют о падении их выдачи в 3-м месяце года. Так, в 13-ю неделю (конец марта) этого года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года оно составило 91% по новым машинам и 62% по автомобилям с пробегом.

«В начале года российский автомобильный рынок испытал на себе серьёзное давление. Помимо дефицита машин и, как следствие, роста цен, на спрос заёмщиков повлияло существенное увеличение стоимости кредитов, — рассказал начальник управления «Автокредитование» ВТБ Иван Жигарев. — Внеплановое решение регулятора снизить ключевую ставку послужило импульсом для пересмотра банками условий финансирования».

Он обращает внимание на ещё один позитивный сигнал для рынка: в апреле началось снижение стоимости новых автомобилей.

«Дальнейшее снижение ставок и постепенное уменьшение стоимости машин должны оказать положительное влияние на спрос в автокредитовании», — считает Жигарев.

При этом эксперты банка прогнозируют, что в 2022 году внимание автолюбителей будет направлено в сторону подержанных машин, в результате чего этот сегмент рынка начнёт развиваться динамичнее. А более внимательный подход покупателей к выбору машины ускорит переход от операций преимущественно между физлицами к сделкам между организациями и клиентами.

Как следствие, прогнозируется активизация деятельности компаний, оказывающих помощь в оценке автомобиля и его дальнейшей продаже или, наоборот, приобретении.

Кроме того, считают в банке, развитие получат новые финансовые инструменты. К примеру, кредиты наличными под залог имеющегося автомобиля и программы автокредитования с отложенным залогом (когда машина передаётся в залог банку спустя некоторое время после сделки), сохраняющие более низкую ставку по кредиту, чем при отсутствии залога.

Кстати

Минимальные ставки по залоговым автокредитам в ВТБ доступны при условии получения зарплаты на карту банка и оформлении добровольного страхования транспортного средства на весь срок кредита. На новые автомобили средства предоставляются в размере до 7 млн рублей сроком до 7 лет. При покупке подержанного авто кредит доступен в сумме до 4 млн рублей на срок до 5 лет. Первоначальный взнос — 20% от стоимости транспортного средства.

В рамках беззалогового кредитования минимальная ставка доступна заёмщикам при подаче онлайн-заявки, личном страховании и страховании машины на весь срок кредита, оформлении карты «Автолюбитель», а также предоставлении в залог машины после её покупки. Средства предлагаются в размере до 3 млн рублей на срок до 5 лет. Первоначальный взнос по программе отсутствует.