Некоторые автомобилисты, неудовлетворенные уровнем акустического комфорта в своем автомобиле, решаются установить дополнительную шумоизоляцию. Они обращаются в специализированные мастерские, где их транспортное средство «раздевают» до металла, удаляют кресла, торпеду, обивку и прочие элементы интерьера и на оголившийся кузов наклеивают специальные маты, призванные поглощать посторонние звуки. Помимо этого, дополнительные маты наклеиваются на арки и на тыльную часть капота, а внутренние полости заполняются звукопоглощающей пеной. Эти процедуры стоят недешево и не гарантируют ожидаемого результата. Часто уровень шумов внутри салона действительно снижается, но акустический фон в салоне приобретает неприятный рисунок, из-за чего водитель и пассажиры испытывают даже больший дискомфорт, чем ранее. Нередки случаи, когда недовольные водители опять отправляются в мастерские и тратят деньги на переукладку или демонтаж нештатной шумоизоляции. Почему так происходит и что раздражает чуткие уши водителей?

Воздействие на организм

После установки дорогой шумоизоляции иногда возникает обратный эффект. Децибелы, конечно, снижаются, но водитель вдруг начинает тяготиться наступившей тишиной, приправленной низкочастотным шумом. Тихий гул вызывает дискомфорт, неудобство, отвлекает от дороги, не позволяет сконцентрироваться на управлении и через несколько часов непрерывной езды вгоняет в сон. Водителю хочется открыть окно и впустить внутрь салона привычные живые звуки дороги. Почему же так происходит?

Дело в том, что снижение акустического шума необходимо рассчитывать и контролировать не только в децибелах, но и в частотах, то есть по двум параметрам. Даже при снижении силы звука может усиливаться некоторый диапазон частот.

Как удалось выяснить специалистам Американского колледжа кардиологии, есть ряд частот, которые при определенной мощности звука оказывают вредное воздействие на организм человека. Это шум в районе 60-70 децибел, который воздействует на сердечную мышцу и при длительных воздействиях провоцирует риск сердечных заболеваний.

Особенно вредны вибрации с частотой, совпадающей с собственной частотой колебаний тела человека или его отдельных органов. При названной силе звука опасными частотами для внутренних органов является диапазон 6-9 Гц, на которых наблюдается возникновение резонанса, а для мышечных тканей — 30-80 Гц. Органы брюшной полости имеют частоту резонанса в пределах 25 Гц, а глазные яблоки — 60-90 Гц. Тем самым при попадании колебаний звуковых волн в эти диапазоны может возникать временная тошнота и помутнение зрения, растет утомляемость.

Эффект резонанса

Любой шум, например от вращающихся колес, распространяется по кузову двумя путями. Механически, то есть через вибрации панелей кузова и его структурных элементов, а также акустическим путем, то есть непосредственно по воздуху. При этом автомобиль, как и любое физическое тело, имеет основную резонансную частоту и ряд второстепенных, называемых гармониками. Наиболее важна так называемая стоячая волна, которая рождается в замкнутых пространствах и не затухает длительное время.

Частота, при которой в автомобиле возникает стоячая волна, зависит от геометрических параметров салона. Для небольших седанов, распространенных на российском рынке, стоячая незатухающая волна рождается в диапазоне 43-59 Гц.

При установке нештатной шумоизоляции панели под полом могут выступать в некоторых случаях как фильтр, который снижает силу звука с 90-100 до опасных 60-70 децибел. Эти же маты отсекают лишь часть волн, пропуская внутрь кабины колебания на уровне 40-60 Гц, которые усиливаются возникшим эффектом резонанса. Этот гул в некоторых случаях может вызывать резкое снижение внимания у водителя и порождать утомляемость.

Поэтому к шумоизоляции необходимо подходить с умом. Производители содержат в инжиниринговых центрах целые отделы, отвечающие за акустический комфорт. Специалисты настраивают внутренний шум в кабине автомобиля с учетом ряда санитарных норм. Бывает, что организмом человека гораздо лучше переносятся более громкие звуки на определенных частотах, чем тихий низкочастотный гул от покрышек и кузова. Поэтому вмешательство в конструкцию автомобиля и изменение настроек шумоизоляции может привести к нежелательным последствиям для человека. Излишняя борьба за снижение шума порой провоцирует аварийные ситуации.