Не секрет, что раньше при прохождении техосмотра сотрудники сервисных станций не слишком сильно придирались к размерности колес, из-за чего многие автомобили проходили через процедуру тюнинга и годами ездили на нестандартных дисках и покрышках. Сейчас требования ужесточились, и получить диагностическую карту для многих автомобилей с нестандартными колесами становится трудно. Это же касается и старых изношенных покрышек с механическими повреждениями. Какие же колеса не позволят получить диагностическую карту?

Нестандартные колеса и диски

На многих поезженных автомобилях были установлены нештатные диски и колеса. Одни водители стараются таким образом увеличить клиренс, другие же придают машине более изысканный спортивный вид. Сейчас эти доработки могут вызывать непонимание у сотрудников пунктов ТО. По регламенту допускается использование на транспортных средствах только утвержденных производителем дисков и шин.

Размерность допустимых дисков и шин указана в жестяной табличке на стойке кузова с внутренней стороны двери.

Грыжи и повреждения корда

При осмотре резины специалисты пунктов ТО обращают внимание не только на износ протектора, который для летних покрышек должен быть не менее 1,5 мм, но еще и на внешний вид колеса. На боковинах не должно быть вздутий, которые в народе именую «грыжами». Эти повреждения появляются в результате разрыва корда внутри слоя резины. Тогда целостность боковины нарушается, и воздух проходит сквозь некоторые слои материала. С ростом ударных нагрузок «грыжа» часто разрастается, так как корд расползается и не в состоянии держать давление.

Повторное механическое воздействие в область вздутия приводит к проколу колеса и резкому падению давления, что может привести к потере управляемости.

Поврежденные края

Также не допускается ездить на изодранных шинах, то есть с боковыми повреждениями, похожими на раковины. Бывает, что на высокой скорости колесо попадает в яму, задевает за край, и часть материала шины вырывается острыми краями асфальта. Часто такие повреждения наносятся и при проезде участков дорожных работ, где слои асфальта снимались фрезами. Куски выбранной резины могут оставаться на боковинах и хорошо заметны специалисту. Такие колеса придется заменить на новые, независимо от того, держат они давление или нет.

Не получится пройти техосмотр и с отремонтированными порезами колес методом вулканизации.

Старые колеса

Для получения диагностической карты важен и возраст колес. Если покрышки имеют небольшой пробег и за 10 лет не истерли протектор, то ездить на них все равно не разрешается. Срок службы резиновой смеси производители определяют в 5-7 лет. А к 10 годам в резине начинаются необратимые структурные изменения, которые приводят к резкой потере сцепления материала с поверхностью. Как говорят водители, колеса «дубеют» и теряют эластичность. Тормозной путь на старых покрышках резко повышается. Поэтому лучше пользоваться в основном новыми шинами. Так безопаснее.

Узнать возраст покрышки можно по выбитой на их боковинах маркировке. С 2019 года была введена новая маркировка покрышек с помощью кодов DataMatrix. По ним можно посмотреть, когда ввезен или произведен товар, определить страну изготовителя и т. д. По ним же специалисты пунктов ТО могут распознать старые колеса.

Крепления колес

Категорически не допускается нарушения креплений колес. Если отсутствует болт или гайка крепления или имеются трещины диска и ободов, то потребуется немедленно устранить эти неисправности. Иначе есть риск отрыва колеса во время движения. Кроме того, запрещается эксплуатация машины, если имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

Протектор и сезонность

Колеса на одной оси должны быть одинаковой модели и размера. Не допускается эксплуатировать колеса с различным рисунком протектора на одной оси.

Также шины должны соответствовать характеристикам по скорости транспортного средства. Шина должна выдерживать максимальную скорость, которую способен развивать автомобиль.

Кроме того, колеса должны быть по сезону. Нельзя пройти ТО зимой на летних покрышках, а летом — на «шиповках».