Вторым главным агрегатом в автомобиле после двигателя является, как известно, коробка передач. От ее работы зависит не только динамичность, экономичность и удобство езды, но и комфорт, особенно если говорить об АКП. Собственно, об «автоматах» мы и поговорим.

Есть среди них надежные, как «Калашников». Но имеются и такие, о которых автомобилисты говорят с содроганием. Портал «АвтоВзгляд» составил ТОП-5 самых отвратительных и ненадежных автоматических коробок передач.

ДВА СЦЕПЛЕНИЯ ВАМ В КОРОБКУ

Первое место по числу отказов и жалоб по праву достается 7-ступенчатой коробке передач с двумя сухими сцеплениями DSG DQ200. Ей оснащались переднеприводные модели автомобилей с турбомоторами, сходившие с конвейеров заводов Volkswagen Group, такие, например, как SEAT Ibiza, Skoda Octavia и Yeti, шестое и седьмое поколение VW Golf, Polo, Jetta и Passat. Проблемы коробки крылись в ее конструкции, которая являлась удешевленным подобием коробки с мокрыми сцеплениями.

Отсюда и неприятности: невозможность переваривать большой крутящий момент, быстрый износ дисков сцеплений, вибрации, толчки при переключении, износ подшипников вилок переключения передач и быстро «умирающий» мехатроник. Узел постоянно модернизировали, чем все же повышали его надежность, но редкий экземпляр без проблем доживал до пробега в 100 000 км, а клиентам Volkswagen ничего не оставалось делать, как платить за ремонт (а это порядка 100 000 рублей) и выступать в качестве подопытных кроликов, за счет которых компания совершенствовала свои технологии.

Впрочем, у DSG7 были и плюсы. Имея в конструкции два первичных вала, на одном из которых располагались передачи 1—3−5—7, а на другом — 2—4−6, коробка работает быстрее, чем традиционные «автоматы» и не теряет мощности при переключениях, потому как в ней всегда оказываются включенными две передачи. Радует коробка и экономичностью.

БЕРИТЕ «АВТОМАТ», ОН НАДЕЖНЕЙ

Что может быть надежнее традиционного гидромеханического «автомата» — уверяли клиентов в салонах компании General Motors, предлагая Chevrolet Cruze, Opel Astra J и кроссовер Opel Antara с 6-ступенчатым «автоматом» Hydra-matic GM 6T30/6T40. Однако все оказалось не так, как обещали клиентам.

Уже на небольших (до 30 000 км) пробегах в коробке появлялись проблемы из-за слабых соленоидов; коробка могла перегреваться; ломался гидротрансформатор, и, порой, одна поломка могла потянуть за собой целый шлейф неприятностей, связанных с полным разрушением агрегата. Да, как и в случае с DSG7, данную коробку производитель доводил до ума. Но как и в случае с немецкой коробкой, «джиэмовская» АКП стала лишь немного надежней.

ФРАНЦУЗСКАЯ СЧИТАЛОЧКА

Французская древняя гидромеханическая трансмиссия DP0/DP2/DP8/AL4 так же не сулит ничего хорошего. Сперва она устанавливалась на Renault Logan, Sandero, Sandero Stepway первого поколения. Затем, после обновления в 2009 году под кодом DP2, ее стали ставить на второе поколение бюджетников, в том числе и на Nissan Almera. Под названием AL4 коробка также присутствовала на Peugeot 300-й и 400-й серий, а у Citroёn на C3, C4 и C5.

Из минусов коробки стоит отметить ее отвратительную работу. При переключениях с первой передачи на вторую «автомат» ощутимо пинается. Переключения происходят неторопливо, коробка часто путается. Да и расход у малолитражных моторов с АКП, у которой всего четыре ступени, что называется, будь здоров. Ко всему прочему «автомат» является адаптивным.

Иными словами, он «наблюдает» за интенсивностью манипуляций на педали газа, после чего корректирует свою работу либо в экономичную сторону, либо в пользу, так сказать, энергичной езды. Впрочем, последнее, как раз для него зло — идет повышенная нагрузка на фрикционы и износ втулок валов. Дореформенные коробки и вовсе оснащались слабым гидротрансформатором, а также клапанами и солиноидами с небольшим ресурсом.

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВАРИАТОРА

Вариатор Jatco JF011E — одна из самых распространенных и удобных бесступенчатых коробок. Эдакий любимчик альянса Renault-Nissan, где его устанавливали в Nissan X-Trail в кузове Т31, Qashqai, Teana, Renault Latitude, Koleos и Megane. Mitsubishi также использовала эту коробку на Lancer и Outlander. И даже Dodge Caliber и Jeep Compas получили Jatco JF011E. В общем, ездить и радоваться, если бы не одно «но».

Вариатор Jatco JF011E не любит пробуксовок, нагрузок на холодную и стремительных ускорений. Если этим злоупотреблять, то его стальной ремень, зажатый между двумя шкивами, начинает проскальзывать и задирать трущиеся поверхности своих стальных пластин и самих шкивов. Эта же проблема может возникать из-за неисправности редукционного клапана, который влечет за собой некорректную работу насоса, отвечающего за управляющее давление.

Еще одна беда этого вариатора — гудящие подшипники. Кто говорит, что гудят они из-за попадающих в них продуктов износа, с фильтрацией которых не справляются два масленых фильтра и магнит. Кто-то грешит на качество самих подшипников. А кто-то утверждает, что сами подшипники не совсем правильно рассчитаны. Этот вариатор также может дергаться и пинаться. Причиной тому — редукционный клапан масляного насоса, который подклинивает все из-за тех же продуктов износа. В общем, все сводиться к тому, что в Jatco JF011E необходимо почаще менять масло.

РОБОТИЗАЦИЯ ПО-РУССКИ

И, наконец, многострадальный вазовский «робот» AMT с одним сцеплением. Минусов в работе узла полно: коробка беспощадно дергается при переключениях, что совершенно дискредитирует ее перед остальными агрегатами; автомобиль с AMT лишен какой-либо вменяемой динамики; коробка путалась в передачах, а сам автомобиль в режиме Drive при кратковременных остановках откатывался назад. Однако ее дешевизна позволила убрать одну педаль в седане LADA Vesta на радость широкому потребителю. Но и тут не срослось.

Рассчитывая получить надежный отечественный седан с незаурядной внешностью и комфортом, владельцы столкнулись с посредственной надежностью его второго по важности агрегата. Вибрации и удары сопровождали включение сцепления. Сам механизм сцепления быстро изнашивался. В результате седан мог попроситься на ремонт, не доехав до своего первого технического осмотра.

Впрочем, стоит отдать должное АВТОВАЗу: вторая версия «робота» не заставила себя долго ждать и получилась весьма надежной.