1. ВВЕДЕНИЕ:

Для того чтобы заниматься реконструкцией (т.е. - доработкой и усовершенствованием) чего-либо, необходимо знать сам предмет реконструкции, понимать принцип его работы, предназначение и функциональные возможности. Необходимо, так же, осознать типичные ошибки и, по возможности, избегать их.

2. ЧТО БЫЛО:

создатели сайтов, в большинстве своем, не были специалистами не только в области дизайна, но и в областях маркетинга, рекламы, PR

те немногие, кто пришел в Интернет с рынка полиграфических и дизайнерских услуг, руководствовались при создании сайта "бумажными" стандартами

заказчики, следуя модной тенденции, не осознавали смысла создания интернет-представительства, а потому не ставили перед исполнителями правильных задач

Давайте посмотрим, что из этого получалось в большинстве случаев:

интернет сайт начинался с т.н. "входной страницы", которая появилась, по всей видимости, по аналогии с обложкой буклета или книги. Но обложка исполняет всего две основных функции - защитную (чтобы уменьшить вероятность и степень износа тонких внутренних листов) и рекламную (чтобы привлечь внимание идущего мимо и принудить открыть-взять-приобрести). Ни то ни другое для интернет-сайта не имеет никакого значения. Реклама сайта производится без его участия, а защитить его от взлома или устаревания при помощи входной страницы невозможно

внутренние вложения сайта состояли из стандартного набора рубрик (О компании, продукция, прайс-лист, партнеры, контакты) и, как правило, заполнялись один раз, при первичном наполнении

услыхав о интернет-рекламе, владельцы сайта принимались за "раскрутку" сайта подручными методами, терпели фиаско (как и полагается дилетантам) и по сей день пребывают в уверенности, что Интернет существует только для поиска картинок малоприличного содержания

3. ЧТО БУДЕТ:

Созданию интернет-сайта будет предшествовать:

исследование на предмет целесообразности вхождения на интернет-рынок

пересмотр схемы работы с клиентами и партнерами с учетом использования Интернета

составление всех необходимых документов, как-то: бизнес-плана, концепции построения ресурса, тех. задания на изготовления сайта, плана мероприятий по его продвижению.

Сама же структура сайта будет разрабатываться исходя из предпочтений потенциальных посетителей данного ресурса.

В разработке сайта будет принимать участие, и играть определяющую специалист по интернет-маркетингу, поскольку сайт среднестатистической компании в первую очередь является инструментом для работы с потенциальными клиентами и партнерами, а значит - маркетинговым инструментом.

4. ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТЬ?

Что же конкретно необходимо предпринять?

С точки зрения форматов и форм подачи информации желательно исходить из двух правил, которые в подавляющем большинстве случаев оказываются верными:

Практика работы в Интернете, независимые исследования интернет-аудитории и сайтов показывают, что оптимальный объем текста для одной html-страницы находится в пределах от 4 до 6 "экранов" при разрешении монитора 600х800 пикселей. Документы большего размера редко бывают дочитаны до конца, если не содержат особо ценной для читателя информации.

Пользователь изначально подходит к интернет-ресурсам как к сборнику нужной ему информации и отдает предпочтение наиболее информативным и предметным из них. Поэтому корпоративные буклеты, задача которых состоит в основном в убеждении и привлечении к себе внимания, здесь "не работают". А вот справочники, пособия по работе, ответы на часто задаваемые вопросы, руководства и т.п. пользуются популярностью.

Отсюда следует, что:

основная информационная часть html-страницы должна находиться в пределах первого экрана. Для коротких материалов достаточно развернутого подзаголовка, а для больших возможна короткая аннотация;

одним из вариантов может стать размещение материалов исключительно в виде коротких анонсов с возможность прочесть полный документ. Если у посетителя возникнет такое желание;

по возможности стоит избегать размещения рисунков и фотографий, занимающих всю ширину первой страницы экрана, чтобы посетитель сразу мог приступить к чтению, а не ждал загрузки картинки и не "прокручивал" экран;

стоит обратить пристальное внимание на способ подачи материалов, что может положительно сказаться на их восприятии в целом, это значит, что нужно избегать вводных абзацев, не несущих прямой информационной нагрузки, длиннот и пространных рассуждений. Равно как и неоправданного стремления к "украшательству" страниц графикой.

С точки зрения системы навигации (перемещения по серверу) и посещаемости разделов, необходимо помнить, что основная задача системы навигации состоят в легком доступе к разделам и подразделам сайта в целом. И, как следствие, при помощи системы навигации можно регулировать и направлять перемещения посетителей по сайту.

А это значит, что систему навигации (под которой, кстати, подразумевается не только оглавление, но и внутренние перекрестные ссылки, карта сервера, система поиска и, возможно, внутренняя баннерная сеть) необходимо пересмотреть с учетом того, что на посещаемость кажого из разделов впоследствии будет влиять:

правильное наименование раздела;

правильная структура и очередность разделов в целом;

расположение раздела в списке и визуальный акцент на раздел;

анонсирование раздела на первой странице;

ссылки на раздел из других разделов и подразделов;

качество и полноценность информации в самом разделе;

прямой поток посетителей на данный раздел извне (зависит от рекламы).

Несколько подробнее остановимся на оглавлении с точки зрения иерархии разделов. Про разным оценкам на каждое последующее вложение сервера переходят от 20% до 40% посетителей предыдущего. Примем в качестве рабочего значение в 30% и посмотрим, сколько посетителей дойдет до четвертого раздела сервера: Предположим, что на первой странице сервера LALALA.RU 1000 ежедневных посетителей:

LALALA.RU (1000) -> вложение 2 (300) -> вложение 3 (90) ->вложение 4 (27)

Двадцать семь человек из тысячи. 2.7% от общего числа посетителей!

Т.е., затрудненная, запутанная за счет большого количества иерархических уровней система навигации автоматически уменьшает количество посещений подразделов и сервера в целом.

И, наконец, о первой странице сервера.

Отправной точкой для "хождения по сайту" является первая страница. Именно поэтому на первой странице должны присутствовать не только ссылки на основные разделы сайта, но и анонсы наиболее важных обновлений. Таким образом, "правильная" первая страница являет собой гибрид рубрикатора сайта и подобия первой полосы новостной газеты. Это позволяет обратить внимание читателя на нужные материалы с первого взгляда.

Как же заставить сайт работать?

пересмотреть структуру разделов, сформировать ее исходя из потребностей основных категорий пользователей и стоящих перед сайтом бизнес-задач

пересмотреть функциональное предназначение первой (входной) страницы сайта, сдвинуть акценты в сторону максимального раскрытия новостной информации

продумать и воплотить в жизнь "прозрачную" систему сквозной навигации по сайту

переосмыслить способ подачи информации на сайте, привести материалы сайта в состояние максимального соответствия запросам и ожиданиям посетителей

предусмотреть систему перекрестных ссылок и дополнительных переходов между разделами

убрать неинформативные разделы сайта или наполнить их полезной для посетителя информацией

избавиться от нефункциональных и громоздких элементов графического оформления

ввести тематические разделы, интересные посетителям

сделать тексты удобочитаемыми (как минимум писать черным по белому, а не желтым по коричневому)

осуществлять систематическую рекламную поддержку в сети

Автор: Ковалев Алексей. Креативный директор интернет-агентства "Результат". Ранее работал PR-менеджером интернет-проектов в "ФЕП", PR-менеджером компании "Элвис-Телеком", в "ORC". Автор тематических статей в компьютерной прессе и Интернете, делал доклады на семинарах и форумах, посвященных развитию предпринимательства, маркетингу и рекламе в Сети. Сотрудничал с такими изданиями, как, Internet.ru, Inter.net, "БаннерМэйкер" и другими.

Источник: http://www.marketer.ru/