Итак, в доме появился компьютер, где его лучше поставить? Многие родители интересуются, можно ли его ставить в детской?
Татьяна Семенычева: Идеально, если для компьютера есть игровая комната, но в детской, где ребенок проводит большую часть времени и спит, компьютер ставить нежелательно. Хорошо, если компьютер стоит в кабинете папы и у ребенка есть часы, в которые он может им пользоваться.
Очень много говорят о том, что у ребенка за компьютером портится осанка. Как же правильно сидеть за компьютером? Где должна быть спина и руки, чтобы лишний раз не посещать врача?
Татьяна Семенычева: От компьютера осанка не зависит, потому что ребенок всегда сидит так, как ему удобно: и за компьютером, и за обеденным столом. А правильно сидеть надо так: опереться на спинку стула, чтобы спина была ровная, лопатки должны быть сведены, ноги параллельно свешены вниз. В обязательном порядке должна быть точка опоры для рук, то есть ребенок не должен сидеть слишком далеко от стола.
Насколько важен размер экрана? Можем ли мы дать ему планшет или лучше, чтобы он сидел за большим экраном?
Татьяна Семенычева: Лучше, чтобы он сидел за большим экраном, потому что детское зрение таково, что большая часть детей имеет определенную врожденную дальнозоркость. Кроме того, если ребенку исполнилось 3-4 года, иногда бывает, что развивается близорукость, поэтому маленькие экраны не годятся категорически. Если мы даем маленький экран для ребенка с дальнозоркостью, с таким определенным врожденным состоянием, то она будет усугубляться с течением времени. Очень многие дети имеют при рождении астигматизм, это является физиологическим состоянием, когда глазное яблоко неравномерно растет по горизонтали и по вертикали, поэтому большой экран частично астигматизм компенсирует, а маленький экран только усугубляет его развитие.
Мы можем сказать, что не все игры полезны ребенку?
Татьяна Семенычева: Любая компьютерная игра, будь то с джойстиком или «игра позиций», когда ребенок играет, скачет, прыгает, пытаясь добиться в игре определенного результата, деструктивна для нервной системы. Игра заставляет ребенка совершать вынужденные движения, совершать какой-то алгоритм действий, который может приводить к напряжению мышц или к излишнему напряжению глаз. Единственное, что позитивно в игровом моменте — есть игры, которые работают по принципу биологической обратной связи, то есть когда с помощью игры ребенку дается возможность контролировать свое состояние. Для детей, которые очень волнуются, когда рассказывают стихи или перед контрольной, существует игра, в которой необходимо взять себя в руки, чтобы нормализовать пульс и мышечный тонус. Например, если ребенок едет в ралли-машинке и излишне переволновался, то с повышением пульса, снимаемого датчиком, машинка начинает вилять то вправо, то влево. Ребенок вынужден привести себя в нормальное состояние, чтобы она дальше ехала прямо. Такие игры могут использоваться даже как лечебный момент для детей с неврологическими заболеваниями. Остальные игры, монотонные, многочасовые, которые зомбируют ребенка, — они деструктивны.
Есть некоторые мифы, связанные с тем, что мониторы компьютера опасны из-за излучения. При этом люди считают, что если поставить около монитора кактус, то вредное воздействие монитора сразу же ликвидируется. Можем мы как-то развеять эти мифы?
Татьяна Семенычева: Мифы о том, что излучение монитора или магнитные поля влияют на ребенка, причем эти излучения и поля могут быть убраны обыкновенным кактусом, а также мифы о том, что компьютер каким-то образом изменяет психическое состояние ребенком, не подтверждены научно и документально. Тем не менее, эти мифы продолжают рождаться и передаваться из уст в уста. Я могу сказать одно: нужно доверять научным фактам, а именно: в мониторах нового поколения нет электронно-лучевой трубки и не создается электромагнитное поле, которое может вступать в какое-то взаимодействие с нервной системой ребенка, вызывая резонанс или психические отклонения.
Нужно ли как-то контролировать ребенка за компьютером? Если да, то как это делать?
Татьяна Семенычева: Степень и методы контроля ребенка должны учитывать его возраст. С маленьким ребенком жесткими методами практически нереально «бороться». Напротив, нужно договариваться с ним, переключая внимание на что-то более интересное. Может быть, на короткое время предложить ему любимый мультик по телевизору, а потом отвлечь чем-то другим. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, здесь уже должны быть достаточно жесткие методы со стороны родителей. Это не значит, что ребенка надо ругать. У него просто должен быть режим дня. В этом возрасте ребенок, как правило, с родителями не очень спорит. Да, он может закатить истерику, но в споре ничего доказать еще не может. Поэтому здесь лучше использовать график. Например, с 5.00 до 5.20 ты играешь за компьютером, а в 5.20 мы идем гулять. Прогулка достаточно веский фактор, которым дети очень редко пренебрегают в этом возрасте. Когда дело касается школьников, здесь уже у родителей должна быть гораздо более жесткая позиция. Родители должны контролировать, сколько времени ребенок тратит на игры, а сколько на образовательные задачи. Безусловно, ребенок до 8-10 лет не должен находиться за компьютером один. После 10 лет ребенок, как правило, компьютером пользуется сам, но жесткое лимитирование по времени и блокирование тех сайтов, на которые вы не хотите, чтобы ребенок ходил, должен быть.