Российский рынок электронных книг растет уверенными темпами, однако из-за отсутствия «собственного Amazon'a» и по ряду других факторов его темпы роста не столь велики, как в США, сообщает Федеральное агентство по печати. Эксперты прогнозируют скорый закат эпохи цифровых ридеров и вытеснение их планшетами.

Объем рынка легальных электронных книг в России в 2011 г. вырос более чем вдвое по сравнению с 2010 г. - с 60 млн руб. до 135 млн руб. При этом показатель 2008 г. был превышен более чем в 12 раз. В 2008 г. объем рынка достиг 11 млн руб. Такие цифры сообщаются в отчете, подготовленном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.

Основными игроками рынка электронных книг в России являются компании «ЛитРес» (54%) и «Аймобилко» (20%). Сетевой ресурс «ЛитРес» остается самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных книг в Рунете. При этом около 40% продаж компании «Аймобилко» обеспечиваются за счет контента, агрегируемого компанией «ЛитРес».

Согласно исследованию компании O’Reilly Media, продажи цифровых книг в большинстве стран Европы пока не превышают 2% от общего объема книжных продаж, но к 2015 г. для обозначения их доли на рынке, возможно, придется использовать уже двузначные числа.

В России многие издатели по-прежнему не считают целесообразным перевод в электронный формат всех издаваемых книг, ссылаясь на те преимущества, которые имеются у традиционных книг (цветные иллюстрации, тактильные ощущения, простота использования). Однако, по мнению гендиректора «ЛитРес» Сергея Анурьева, при сохранении нынешних темпов роста доля легальной электронной книги не позднее 2015-2017 г.г. может составить 5% от нынешнего объема книжного рынка (3 млрд руб).

В свою очередь, брэнд-директор издательства «Эксмо» Владимир Чичирин считает, что в России не будет такого взрывного роста рынка электронных книг, как в США. В России для этого нет базы, нет «своего Amazon'a», считает он. Скорее всего, рост рынка будет происходить медленно и постепенно, как в Германии. По мнению аналитика, Россия и Германия очень похожи и по уровню развития инфраструктуры в цифровом пространстве, и по доле рынка электронных книг.

Центральным для развития рынка электронной книги в России является вопрос развития бизнес-моделей ее продажи. В настоящее время существуют три таких модели: продажи электронных книг в виде файлов (на западе эту модель реализует Amazon, на российском рынке - «ЛитРес»), подписная модель и мультимедийные приложения к электронным книгам, выполненные на базе основного контента.

Согласно результатам исследования российского рынка устройств для чтения электронных книг, проведенного SmartMarketing, общий объем продаж за первое полугодие 2011 г. составил 142 тыс. штук (с учетом устройств всех типов). Однако основной рост продаж пришелся на второе полугодие. По оценкам «ЛитРес», всего за 2011 г. было реализовано 1,15 млн устройств по сравнению с 540 тыс. в 2010 г. Сюда не входят планшеты, которых по итогам прошлого года в России было продано 900 тыс. штук.

Главный итог 2011 г. заключается в том, что рынок цифровых ридеров в целом прошел фазу молодого и неупорядоченного рынка. Сегодня он стабильно растет, динамика его роста не снижается. В настоящее время в России цифровые ридеры примерно в 2-3 раза популярнее, чем планшетные компьютеры. Так, доля ридеров с дисплеями на базе «электронных чернил» составляла в 2011 г. 68,4%, а устройств на базе ЖК-дисплеев - 31,6%.

Любопытно, что несмотря на активное распространение ридеров в 2011 г., эксперты пророчат этим устройствам недолгую жизнь. С удешевлением многофункциональных планшетов ридеры как узкоспециализированный гаджет отойдут на второй план и в течение 2-3 лет могут полностью исчезнуть с рынка. Говоря о растущей популярности планшетов, игроки рынка указывают на изменение вкусов аудитории, появление нового поколения читателей, для которых книжный текст уже не является главным носителем информации, им привычнее воспринимать новые знания через визуальные формы.

Состав игроков рынка в 2011 г. по сравнению с 2010 г. несколько изменился. В общей сложности на российском рынке присутствует продукция 76 компаний. При этом лидер прошлых лет PocketBook сумел сохранить рыночную долю и по итогам 2011 г. заняв 38% рынка устройств для чтения электронных книг с монохромными дисплеями. В десятку лидеров также вошли: Onyx (7,5%), Sony (7%), Digma (5,3%), Onext (4,3%), Wexler (4,3%), Texet (3,1%), Prestigio (3,1%), Iriver (2,4%) и Qumo (1,9%).