Регентство, как стиль, зародилось в Англии (1811-1820) параллельно с французскими стилями "директория" и "ампир". Стиль, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими "королевскими стилями", являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Как переходный, стиль регентства, в сущности, не имеет каких-то ярких, лишь ему одному присущих черт; большая часть характеристик почти с тем же правом может быть отнесена как к зарождающемуся, так и к нисходящему стилю.
Хронологические рамки стиля совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем Людовике XV (отсюда происходит и название стиля). Доминирующей тенденцией эпохи был неоклассицизм, слепком с которого и явился регентство.
Хотя регентство в основном представляло собой имитацию французского ампира, мастера внесли в него детали, соответствующие вкусу англичан.
Стилю свойственны роскошь, утонченность, изысканность. Дух утонченности, интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обстановку жилья.
Характерные черты:
симметричные композиции интерьеров, греко-римские колонны, пилястры, фризы
излюбленные орнаментальные мотивы: гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки
бумажные обои
дорогие красивые ткани для обивки и портьер
зеркала в позолоченных рамах
канделябры и люстры
роскошная французская мебель. Форма мебели становится грациозной, композиция — более непринужденной и динамичной. Используются экзотические породы дерева;
обработка черной полированной фанерой и бронзовыми накладками
"полубалдахинная" кровать - важный предмет обстановки
увлечение китайским фарфором, лаками.
Малозаметная, но очень важная черта регентства — симметрия. Всё хоть и пышно, но очень аккуратно, геометрически выверено и гласит о некоем порядке.
Преобладают яркие цвета, но обязательно должны присутствовать детали белого и бледных оттенков светло-серого и кремового цветов. Типичным является резкий цветовой контраст: насыщенный красный цвет стен и белизна потолка, деревянных деталей или комбинация лимонно-жёлтого с сиреневым. Внимание акцентировано на графических эффектах. Стиль отличается бесконечным разнообразием и свободой форм, а также орнаментальным эклектизмом. Экзотические формы и материалы - характерная особенность стиля. Все интерьеры украшает множество зеркал в роскошных рамах.
Мебель симметрична, с преобладанием чистых прямых линий, настроена на интимную атмосферу и "галантные празднества". Подчиненная убранству стен и потолков, она играет второстепенную роль в интерьере, становится менее грузной и более удобной.
Поверхности изделий облицовываются древесиной палисандра и украшаются позолоченными розетками, лавровыми ветками и различными орнаментами. Линии смягчаются и приобретают тот изгиб, который станет отличительной особенностью будущего стиля — Людовика XV. Орнамент перестаёт быть симметричным. Стиль отличался прежде всего по характеру декорирования изделий. Уже известными ранее мотивами для орнаментов регентства были гротески, ленты и прихотливые завитки. Продолжают использоваться пальметта, раковина, порой напоминающая раскрытое крыло летучей мыши, и ветви аканта. Помимо масок и фавнов всё чаще появляются женские головки, добавляются растительные и животные мотивы. Регентство вносит новшества, возникают восточные мотивы: китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный пальмовый лист.
Стулья и кресла претерпевают небольшие изменения. Особенно своеобразны по художественным решениям ножки стульев, кресел и столов, гнутые или точеные в виде балясин. Они украшаются масками, стилизованными листьями или женскими головами. Проножки так же приобретают замысловатые формы. Любимой мебельной формой становится комод, который теряет прямолинейность, «расползаясь» и округляясь. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера столом (бюро). Гостиные обставлялись разнообразными шкафами-кабинетами, в столовых появились буфеты и шифоньерки.
В формах мебели для сидения доминирует представительное кресло. Общие формы претерпевают изменение, прямоугольные линии сменяются округлыми, входит в обиход появившийся в древности, забытый "шезлонг" - длинный стул. В обиходе появляются каминные экраны.
Регентство наследует тонкие, грациозные формы от стиля Людовика XVI. Отличительные признаки регентства - хрупкая элегантность и одновременно чрезвычайная прочность. Для стиля характерна воздержанность в орнаментации, превосходная столярная обработка и вкус, особенно в трансформируемой мебели.
К самым примечательным предметам мебели можно отнести большие столовые столы из красного дерева, диванные столы, которые ставили за канапе; круглый стол-барабан с ящиками; столик для завтрака и квартетные столы. Главной новинкой было трансформируемое кресло-кровать с изогнутой спинкой и саблевидными ножками.
Интерьер, полностью обставленный такой мебелью, трудно представить в контексте современной жизни, он казался бы слишком тяжелым и грузным. Но несколько предметов этого стиля помогут создать атмосферу классического родового гнезда.
Современникам регентство казалось кратким промежутком в череде стилей. Как оказалось позже, очень стильным.
Интерьер
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Притяжение регентства
Оригинал
Вира