Быстрая урбанизация нанесёт тяжёлый урон здоровью населения, поскольку власти, ответственные за планировку и развитие городов, не учитывают мер по борьбе с загрязнением воздуха, пишет Nature News. Об этом предупреждает доклад, подготовленный Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Международным проектом по изучению химии атмосферы Земли (IGAC).

Документ обнародован на Открытой научной конференции IGAC по атмосферной химии в антропоцене, которая состоялась в Пекине (КНР). Самым поразительным его моментом Лиса Ялканен, глава отдела исследований атмосферы ВМО, называет скорость роста городов-гигантов (агломераций с населением более 10 млн) в развивающихся странах.

В мире уже 23 города-гиганта, хотя 60 лет назад их было всего два. Чуть больше половины человечества ныне живёт в городах, и к 2050 году, когда городское население, по прогнозам, почти удвоится, эта доля, вероятно, приблизится к 70%. «Почти весь этот рост придётся на развивающиеся страны», — подчёркивает г-жа Ялканен.

«Города-гиганты способны предложить лучшую работу и образование, а хорошо спланированные и плотно заселённые районы могут снизить потребность в освоении новой земли и использовать энергию более эффективно», — отмечает Луиза Молина, президент Молиновского центра стратегических исследований в области энергетики и экологии (США).

«Но многие города в развивающихся странах расширяются быстро и планируются плохо, а меры по сокращению загрязнения почти не принимаются, — напоминает исследователь атмосферы Чжу Тун из Пекинского университета (КНР). — Это серьёзным образом сказывается на окружающей среде и здоровье населения».

На Азию, например, приходится более половины самых загрязнённых городов мира, и загрязнение воздуха приводит там к полумиллиону смертей в год, согласно недавнему докладу Азиатского банка развития. Более двух третей азиатских городов (в остальной части мира — всего одна пятая) не соответствуют стандарту качества воздуха Евросоюза по количеству твёрдых частиц. «Часть проблемы — скорость застройки», — указывает г-н Чжу. С 1950 года численность городского населения Китая увеличилась почти впятеро, что привело к заоблачному росту потребления энергии и вывело на улицы миллионы автомобилей. Пекинский смог стал притчей во языцех.

Количество воздушных загрязнителей, ответственных за болезни органов дыхания и сердца, в Пекине зашкаливает и продолжает расти. За три последних десятилетия концентрация озона на уровне земли повысилась шестикратно, и нынешний уровень, как правило, вдвое превышает норму, определённую американским Управлением по охране окружающей среды (EPA), если верить исследователю атмосферы Дэвиду Пэрришу из Национального управления океанических и атмосферных исследований (США).

Концентрация PM2.5 — аэрозолей диаметром 2,5 мкм и менее — в воздухе Пекина обычно варьируется от 100 до 150 мкг/м3, что в 6–10 раз превышает норму EPA. «Воздействие на здоровье может быть огромным», — говорит эколог Андре Нель из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США). По одной из оценок, добавляет учёный, смертность в больших городах увеличивается на 1% с ростом количества PM2.5 на 10 мкг/м3.

В феврале Государственный совет КНР ввёл закон, нацеленный на ограничение уровней озона и PM2.5, а также других выбросов. Нормы, к которым планируется прийти к 2016 году, схожи с аналогами из Соединённых Штатов и Европейского союза, а в некоторых случаях даже строже. Этому шагу в 1996 году предшествовали инструкции, которые помогли значительно уменьшить выбросы диоксида серы и угарного газа благодаря введению ограничений на выбросы транспортных средств и поощрению использования природного газа и малосернистого угля, рассказывает исследователь атмосферы Шао Минь из Пекинского университета.

«Дабы соответствовать новым стандартам (это особенно касается озона и PM2.5), потребуется стратегическое изменение мер по сокращению загрязнения», — подчёркивает г-н Шао. В отличие от диоксида серы и угарного газа, которые непосредственно испускаются источниками, озон и PM2.5 — вторичные загрязнители: они создаются химическими реакциями между различными предшественниками в атмосфере. «Это означает, что нам придётся набросить более широкую сеть вместо фокусировки на нескольких предшественниках», — говорит специалист.

В Пекине действует самый жёсткий контроль выбросов, но существенная часть загрязнителей прибывает в город из окружающих областей, отмечает г-н Чжу. В течение Олимпийских игр 2008 года в Пекине, например, вклад воздушных масс с юга в пиковые концентрации озона достигал 34–88%. «Качество пекинского воздуха можно повысить лишь в том случае, если удастся преодолеть административные границы», — считает специалист.

Участники конференции призвали другие крупные города развивающихся стран последовать примеру Пекина. «Иначе города-гиганты станут главным источником глобального загрязнения, — говорит г-жа Молина. — То, как правительства справятся с проблемами быстрой урбанизации, определит качество жизни в будущем».

Дмитрий Целиков