Ониоманией, или неутолимой страстью к совершению покупок, сегодня охвачены многие. И, кстати, не одни только дамы. В чем опасность этого увлечения, рассказы­вает наш эксперт – врач-психотерапевт Алексей Козинцев.

Немалую долю ответственности за все возрастающее число «наркоманов от шопинга» несут торговые компании.

Причем рекламные стратегии специально разрабатываются с учетом психологии. Обычно расписываются не реальные потребительские свойства товара, а тот психологический эффект, который достигается с его приобретением.

Разумеется, эффект мнимый. Рекламные слоганы давят на тонкие струнки души: «Ведь ты этого достойна!», «Вам будут завидовать!», «Могу себе позволить» и т. д. Производители сегодня продают не товар, а мечту о счастье, любви, уважении. А это – все то, в чем нуждается каждый из нас.

Шопинг как наркотик

Первым новую болезнь обнаружил еще в 1915 году знаменитый немецкий психиатр Эмиль Крепелин, «первооткрыватель» шизофрении и маниакальной депрессии. Он заметил, что новый недуг очень похож на прочие виды зависимости и шопоголики испытывают примерно то же, что и наркоманы.

Как понять, что нормальная женская увлеченность нарядами или объяснимое желание представителей сильного пола иметь крутой телефон, плеер и другие модные вещицы переросла в болезнь? Это довольно просто, ведь у шопоголизма есть четкие симптомы. Вот они:

поход в магазин без намерения найти там что-то конкретное, а лишь для того, чтобы просто провести время;

неконтролируемое желание что-то купить «просто так», не представляя, как эта вещь будет использоваться;

разочарование и злость после покупки, оказавшейся слишком дорогой или ненужной;

постоянное обсуждение купленного товара;

подавленное настроение из-за невозможности сходить в магазин и мгновенное повышение жизненного тонуса при входе в него.

Истоки зависимости

Шопоголики часто вырастают в семьях, где родители уделяют слишком большое внимание материальному благополучию. На детей у них просто не остается ни времени, ни сил, поэтому нехватку родительской любви они компенсируют подарками. Так ребенок с детства приучается мерить любовь деньгами.

Вторая категория шопоголиков, наоборот, росла в бедности. Как только у такого человека появляются деньги, он тут же бездумно тратит их, пытаясь с избытком получить все то, чего раньше был лишен.

Третью, самую многочисленную группу шопоголиков составляют дети авторитарных родителей. Они вырастают неуверенными в себе. Покупками они стараются возместить себе недостаток любви.

Шопоголизм развивается лишь в том случае, если в семье превалирует культ денег. Если же мама и папа с детства прививают ребенку вечные ценности, объясняют, что удовольствие могут доставлять не только покупки, но и нематериальные радости (творчество, спорт, искусство, общение с природой, дружба, любовь), то их дети с самых ранних лет получают «прививку» от шопоголизма.

Поэтому старайтесь тратить на детей не только деньги, но и время. Не покупайтесь на скидки

Тем же жертвам шопоголизма, которых воспитывать уже поздно, можно посоветовать следующее «лечение».

Всегда расплачивайтесь только наличными. Кредитки создают иллюзию, что вы тратите не собственные деньги.

Все покупки делайте строго по списку, а лучше возьмите с собой прижимистого спутника, который удержит от ненужных трат. Помните, что скидки – еще не повод для покупки, приобретайте только то, что действительно нужно.

Чаще «забывайте» деньги дома, пусть в кошельке лежит лишь необходимый минимум.

Даже если очень понравилась вещь, не покупайте ее сразу, попросите отложить до завтра. Обычно отрезвление приходит, как только вещица исчезает с глаз долой.

Женщинам не стоит посещать магазины за 10 дней до менструации. Британские ученые пришли к выводу, что причиной необдуманного женского шопинга является гормональный сбой, вызванный приближением месячных.