Coca-Cola тратила миллионы долларов, доказывая, что газировка не вредна, а пьющим ее толстякам надо просто больше двигаться. Из-за скандала уволилась главный специалист компании по вопросам науки и здоровья.

Ведущий научный специалист всемирно известной компании Coca-Cola покинула свой пост после того, как общественность узнала о способах, к которым прибегает корпорация, чтобы улучшить свой имидж. Способ оказался прост — финансировать нужные «научные» исследования, которые заставят людей думать, что подобные газированные напитки не являются причиной ожирения.

Ранее выяснилось, что 61-летняя Рона Аппельбаум, руководитель подразделения по вопросам науки и здоровья, играла главную роль в создании неправительственной организации Global Energy Balance Network, цель которой — борьба с ожирением. В организацию вошли ученые из различных университетов, которые доказывали людям необходимость уделять больше времени занятиям спортом и меньше заботиться о том, что лишние калории, получаемые с пищей и прохладительными напитками, вызывают ожирение.

По данным американских СМИ, в прошлом году Coca-Cola потратила на поддержку организации $1,5 млн, в том числе $1 млн — в качестве гранта Медицинской школе Университета Колорадо, где президент фонда Джеймс О. Хилл — исследователь связанных с лишним весом проблем — является профессором.

О финансовых связях гиганта с организацией впервые стало известно в августе этого года после статьи в New York Times. Тогда выяснилось, что Coca-Cola всячески поддерживала влиятельных ученых, которые путем публикаций в медицинских журналах, на выступлениях и в социальных сетях повторяли, что американцам, озабоченным проблемами с весом, надо прекратить думать о неправильной еде и напитках.

«В прессе и научных журналах только и говорят: «Ах, они едят очень много, очень много едят!», обвиняя фастфуд, обвиняя сладкие напитки и так далее. И совсем никто не приводит убедительных доказательств, что является истиной причиной», — заявлял в своем выступлении, посвященном открытию фонда, его вице-президент Стивен Блэр.

Позднее выяснилось, что Блэр, профессор Университета Южной Каролины, был одним из ученых, на чьи проекты в области федеральных программ по повышению физической активности Coca-Cola выделила с 2008 года почти $4 млн.

По словам многих специалистов по питанию, подобные «исследования» вводят публику в заблуждение, преуменьшая вред от сладких напитков, являющихся в том числе причиной излишнего веса и диабета второго типа. По их мнению, компания использовала лозунги «нужных» ученых, чтобы убедить народ в том, что физическая активность гораздо важнее правильного питания, хотя исследования показывают, что физические упражнения являются куда менее важным фактором в вопросах веса по сравнению с тем, что люди едят.

Эксперты отмечают, что скандал совпал по времени с обсуждением в обществе повышения налогов на газированные напитки и предложений запрета на продажу их в школах и детям вообще. Статистика показывает, что за последние два десятилетия продажи высококалорийных газированных напитков в США упали на четверть.

«Продажи Coca-Cola падают, в обществе и политике идут мощные атаки на газировку, и каждый крупный город пытается как-то снизить ее потребление. Это прямой ответ на потери компании», — говорил летом Майкл Саймон, адвокат в области здравоохранения. После летних публикаций компания постоянно отказывала журналистам в общении с Роной Аппельбаум, отвечающей в Coca-Cola за научные исследования. Позднее в Global Energy Balance Network заявили, что полученные от компании деньги никак не влияли на направление научной работы.

Однако на днях агентство Associated Press опубликовало интернет-переписку упомянутого доктора Хилла с руководителями компании, из которой следует, что это не совсем так.

«Это моя концепция. Думаю, она может дать строгое объяснение, почему компания, продающая сладкую воду, должна сосредоточиться на пропаганде физической активности. Это будет очень большое и дорогое исследование, способное поменять правила игры. Нам необходимо это исследование», — писал доктор собеседнику из Coca-Cola.

В другом письме Хилл считал несправедливым, что компанию называют «злодеем номер один в мире ожирения».

«Я хочу помочь вашей компании избавиться от образа проблемы в жизни людей и стать компанией, дающей людям важные и приятные вещи», — заискивал ученый.

Более того, выяснилось, что директор компании Мухтар Кент хотел с помощью Хилла создать «правильное» освещение проблем газировки на телевидении, в частности, он хотел убедить канал CBS пригласить для этого Хилла на одно из шоу.

На фоне этих разоблачений в компании заявили, что ведущий ученый корпорации Рона Аппельбаум, специалист в области питания с докторской степенью по микробиологии, приняла решение уволиться, причем еще в октябре. В компании добавили, что пока не имеют планов на замещение этой позиции.