Жизнь Solarix, как и многих современных инди-проектов, началась с Kickstarter-кампании — вот только разработчики не смогли собрать даже скромные $10 тысяч. Неудача не остановила молодую студию Pulsetense Games, которая с завидным упорством, несмотря ни на что, все-таки завершила создание игры мечты. Ну точнее сказать — мечты создателей. Вряд ли сами игроки хотят именно этого...
Без ожидания чуда
Первые несколько минут теплится надежда на то, что Solarix — пусть это и любительский до каждого нуля и единицы исходного кода проект — может оказаться приятным сюрпризом. Главный герой с неприметным именем Уолтер приходит в себя в своей темной каюте посреди какого-то футуристического жилого комплекса. Разумеется, страдая от амнезии. Долго сценаристы не запрягают — с протагонистом тут же связывается местный искусственный интеллект A.M.I. и сообщает о том, что практически всю колонию поразил таинственный недуг, а Уолтеру необходимо разобраться в царящей неразберихе. Ничего не напоминает? Вот и нам кажется, что у команды создателей System Shock 2 в полном составе горели уши, когда работали сценаристы Pulsetense Games.
Просто сравните этот скриншот с любым изображением из System Shock 2. И не скажешь, что их разделяют 16 лет…
О творении Irrational Games вспоминаешь постоянно. Большая часть истории в Solarix подается двумя способами: через аудиосообщения двух искусственных интеллектов и немногих выживших со станции, а также с помощью всевозможных электронных писем. Да-да, и у нас чувство дежавю никак не проходит. С другой стороны, сценарий, несмотря на всю свою вторичность, является единственным, что способно удержать игрока у экрана. Он неплохо прописан, а озвученные диалоги оказались на удивление приятными. О System Shock напоминает и интерфейс, и даже визуальный стиль. Впрочем, нет ничего зазорного в том, чтобы ориентироваться на признанную классику.
Тем более что поначалу Solarix держит атмосферой. Мы видим последствия распространения вируса в виде разбросанных тут и там трупов, жилые помещения в полной разрухе, а из-за угла доносятся какие-то ужасные шорохи и мелькают тени. Но буквально через десять минут, когда герой встречается с первым противником, все иллюзии по поводу качества проекта рассыпаются в прах. Там, где Кен Левин и компания предлагали неспешное и умное ролевое приключение, Pulsetense Games делает неуклюжий стелс-экшен.
Проблема Solarix в том, что она не предлагает никакой вариативности, а имеющиеся геймплейные механики реализованы плохо. В нашем распоряжении лишь три вида оружия: шокер, который действует только при ударе в спину, а также пистолет и дробовик. Если вы попробуете воспользоваться последними двумя, то обнаружите всю беззубость местной шутерной составляющей. Ощущения выстрелов нет и в помине, как и чувства попадания по противнику. Сами враги дергаются, словно в первых шутерах с «рэгдоллом» конца девяностых. Но еще большая беда — это местный искусственный интеллект, а вернее — его полное отсутствие. В пресс-релизах разработчики обещали воссоздать атмосферу таких классических проектов, как System Shock и Thief, но зачем было использовать ИИ тех времен? Ведь именно на нем в стелс-играх, да еще и с сильной примесью ужастика, держится весомая часть атмосферы. Взять ту же Alien: Isolation, где выстроенная вокруг выживших, военных, андроидов и Чужого экосистема заставляла верить в происходящее.
Местный физический движок творит с телами даже такие вещи
В Solarix приходится на протяжении невыносимо долгого десятка часов заниматься только одним: высчитывать элементарные маршруты безликих врагов, а затем оглушать их шокером в спину. Повторять до бесконечности. Система скрытности проста и банальна: на свету вас хорошо видно, в тени же можно хоть под носом у мутантов ползать. Обязательно — на корточках, потому что звуки шагов и бега имеют строго определенный радиус слышимости. Если не повезет и вас обнаружат, то можно пустить в ход и пистолет с дробовиком. Но будьте внимательны: вооруженные солдаты и роботы обладают молниеносной реакцией и за долю секунды способны обернуться в вашу сторону и с 100 %-й вероятностью превратить Уолтера в решето. Мутанты и киборги, завидев героя, быстрым шагом и с ужасающей (в плохом смысле слова) анимацией направятся к вам для расправы врукопашную. Все происходящее заставляет вспоминать треш начала этого века. Поэтому лучше не попадаться: во-первых, сбережете нервы, не созерцая устаревшие технологии, а во-вторых, сохранения здесь происходят строго на контрольных точках, так что в случае провала придется переживать весь кошмар текущей локации заново.
По заверениям разработчиков, в Solarix нам предстоит самим искать способ прохождения обширных нелинейных уровней. И номинально это так: можно быть тенью, а можно попытаться пойти напролом, когда хватает патронов. Припасены гаджеты для взлома дверей и различной электроники вроде турелей. Но ввиду отсутствия прокачки и даже банального QTE «хакерство» выглядит так: выбрали нужное устройство, встали рядом с техникой и зажали кнопку выстрела секунд на двадцать. Вот, собственно, и все. Непередаваемое веселье и чувство напряжения.
«Огромные локации» тоже не делают процесс интересней, поскольку представляют собой полупустые широкие коробки, где нет ничего примечательного. К тому же из-за размытой постановки задачи и совершенно неинформативной карты (иногда она даже действительности не соответствует!) абсолютно неясно, а что, собственно, геймдизайнеры от нас требуют на данном конкретном участке. Приходится слоняться туда-сюда в надежде нарваться на дверь — желательно такую, чтобы за ней скрывались финальные титры. Хорошо, что мы пробовали версию 1.1, ведь на момент релиза герой еще и застревал в каждом втором бордюре. Правда, стараясь исправить этот момент, разработчики внесли другой баг: Уолтер научился проходить сквозь некоторые большие объекты, явно задуманные как препятствия.
Что мутанты, что солдаты, что киборги — все тыкаются в поисках героя как слепые котята
* * *
Solarix в итоге проваливается под грузом собственных амбиций. Стараясь, чтобы ее проект походил на великих, Pulsetense Games забыла, что со времени их релиза прошло много лет. В мире, где уже есть Alien: Isolation или Dead Space, ее работе просто нет места. И, разумеется, мы понимаем, что бюджеты этих проектов просто несопоставимы. Создателям следовало отбросить лишние элементы, на которые не хватало ни сил, ни средств, ни опыта, вроде стрельбы и больших локаций — и тогда мог бы получиться вполне неплохой космический аналог Outlast с атмосферой картины «Сквозь горизонт». Но, увы и ах, не сложилось. Solarix обещают править патчами, но вряд ли это что-то изменит.
Достоинства:
история хоть и вторична, но интересна;
в свои лучшие моменты игра может быть атмосферной.
Недостатки:
ужасный ИИ;
скучный и чрезмерно затянутый игровой процесс;
одинаковые и глупые противники;
устаревшая визуальная составляющая с корявой анимацией;
как шутер Solarix просто кошмарна.