Под маркой «Цивилизации» вышла игра, в которой не надо открывать алфавит и изобретать колесо. Не надо бить палкой соседей в надежде раньше их научиться выходить в море. Не надо стараться как можно быстрее прибрать к рукам все плодородные земли. А надо только понять, кем ты хочешь быть, и смело смотреть уходящим вдаль звездам

На Земле случился катаклизм — она больше не пригодна для обитания, поэтому тысячи колонистов отправляются на другие планеты: исследовать, разведывать и смотреть. Большинство так и сгинет, не обретя себя в чужих мирах, но самые удачливые закрепятся. Вот только не они одни: жилплощадь приходится делить с другими народами и — главное — местными формами жизни.

Холодный озлобленный космос

В отличие от классической Civilization, Beyond Earth — не про развитие и экспансию. Она — идеальная метафора нашего многонационального общества, где множество культур вынуждены жить бок о бок. Вот смотрите: вы вломились в чужой, в принципе, дом, где вас не ждали и видеть не хотят. Пришельцы здесь вы, а те, кто носят хитин, — коренные жители, обосновавшиеся на этих землях еще со времен сотворения Адама (или как там звали самого первого жука). И у вас ровно три варианта, как себя вести в гостях, — для удобства присутствует специальный разграничитель, но выбор скорее нравственный, чем функциональный.



Война с некогда добрым соседом — обязательный атрибут всей серии Civilization

Можно бережно отнестись к традициям чужой планеты: изучать ее особенности, не трогать местных, разрабатывать месторождения и бурить скважины. В ответ природа скажет спасибо: закрома пополнятся редким ресурсом, в рядах армии появятся зеленые юркие парни, а ваши солдаты получат эксклюзивную бластерную винтовку. Правда, соседи (те, что с человеческими лицами) могут не понять — мол, мы тут главные, чего ты с этими животными водишься, — и утянуть вас в другую сторону. Например, толкнут на путь агрессивного государства, пытающегося посадить на ножи всех несогласных.

Есть и еще один вариант — постараться сохранить свою культуру в максимальной чистоте, отгородившись от веяний внешнего мира. Да, мы понимаем, что на чужой планете, что давно стерли все границы, а расизм неприемлем, но сейчас железный занавес аккуратненько поставим, 80% бюджета на вооружение направим — и молитесь, толерантные наши.



Обратите внимание на архитектуру зданий: такой «инопланетный» вид обусловлен близкими связями с местной фауной

Звездный десант

Игра поощряет все три метода развития, но некоторыми просто невозможно достичь, скажем, мирной победы — это когда нужно не всех перестрелять, а открыть какие-то запредельные технологии. Дело, впрочем, муторное и долгое: пацифист половину времени будет просто ждать, когда завершится исследование какого-нибудь роевого интеллекта. И не факт, что под занавес не придет агрессивный сосед с могучей армией и не положит конец научным изысканиям. Поэтому, прежде чем производить фурор в науке, стоит озаботиться постройкой нормального государства — с войском и работающей экономикой.

Развитие здесь по-прежнему полностью построено на завоеванных вами клетках. Сами по себе они ничего не приносят — как ничего не принесет пусть и плодородное, но никем не возделываемое поле. У клеток есть изначальный потенциал: скажем, на одной выгодно построить ферму, на другой соорудить завод, а третья содержит в себе крупные запасы золота — логично, что тут будет шахта. Еще в Beyond Earth есть специальные ресурсы: особенные ископаемые с названиями вроде «фероксит» или «ксеномасса», которые тратятся на покупку продвинутых юнитов; пригодятся только апологетам войны либо при обмене с менее удачливым соседом. Добывать их, к слову, не обязательно — поскольку строения можно улучшать, возможно, к концу партии ваш суперсовременный узел связи окажется гораздо полезнее, чем очередная ненужная шахта. В общем, экономика все еще из разряда сложных (и нудных) материй.

Воевать, конечно, проще и эффективнее — вместо ведения пустых переговоров (дипломатия по-прежнему примитивная) гораздо лучше взять под контроль пару городов. И как красиво все это выглядит: ракеты взмывают ввысь, оставляя след, солдаты поливают неприятеля огнем, все взрывается и горит. Как и раньше, отряды умеют накапливать опыт, так что парочка ветеранов способна дать бой орде зеленых новичков.

Впрочем, не всегда надо бить в лоб — можно и коварно зайти со спины. Со временем ваше государство познает азы шпионажа — и держись, противник. Вы засылаете диверсантов, и они устраивают настоящий бардак, промышляя как банальными делами вроде кражи ресурсов, так и организацией государственных переворотов. Чем выше уровень подопечного, тем меньше шансов попасться, но знайте, что даже самых матерых могут изловить местные контрразведчики. Провал оглашают перед всем миром, а на вас смотрят как на прокаженного. Особенно если все это произошло на территории союзника.



Beyond Earth скупа на похвалу: картинка и три строчки ободряющего текста — все, что вы получите, выиграв сложнейшую партию

Еще в Beyond Earth нашлось место для случайных событий, как в какой-нибудь FTL. Иногда все просто — ученые открыли новые возможности электроузлов и спрашивают, на что потратить дополнительную энергию: на армию или на культуру. Иногда муки выбора действительно гамлетовские: высадилась новая группа непонятных колонистов, молятся своему божеству, ходят в странных одеждах — что прикажете делать? Можно отправить карательный отряд, а можно и оставить чудиков в покое — через пару десятков ходов обязательно аукнется.

И так во всем. Beyond Earth — это игра о выборе, причем выборе нравственном — убивать местных обитателей или не трогать, помочь слабому соседу или растоптать его, заслать шпиона в стан союзника или проявить благородство. Десятки решений разного калибра в течение одного хода — крутите, как хотите, но в какую-то сторону чаша весов обязательно склонится. После особенно жаркой партии узнаешь о себе много нового: как правило, понимаешь, что думал о себе намного лучше, чем есть на самом деле.

Про Beyond Earth можно рассказывать очень долго — это практически бездонная игра. Одно только древо технологий, где научных терминов больше, чем в учебниках по физике, вы будете изучать часами. Долго познавать нюансы земледелия и не понимать, почему в стране голод. Раздумывать, захватить ли город и обеспечить себя армией недовольных граждан под боком, или все-таки сжечь его дотла — пусть не будет прибыли, зато тыл надежный. В Beyond Earth вы будете пропадать сутками, она вырвет значительный кусок вашей жизни. Вы к такому готовы? Если да — вперед, колонист, планета ждет.

Достоинства:

красивейший космический антураж;

свежий глоток воздуха после слегка поднадоевших выпусков Civilization;

все такой же наркотический эффект: Beyond Earth не отпускает многие часы.

Недостатки:

дипломатия по-прежнему сделана для галочки — вести действительно серьезные «игры престолов» вряд ли получится.