Вслед за Child of Light Ubisoft выпустила очередную «маленькую» игру на необычную тему. О Первой мировой даже кино редко снимают, что уж говорить о видеоиграх. Кое-что компании удалось очень хорошо, а вот некоторые элементы можно было сделать лучше.

Исторически сложилось так, что словосочетание «игра про войну» в первую очередь ассоциируется с шутерами или стратегиями. Вторая мировая, конфликты во Вьетнаме, современные или разворачивающиеся в будущем войны — чаще всего разработчики предлагают переживать их либо в шкуре бойца, либо наблюдая за сражениями с высоты птичьего полета. В этом плане Valiant Hearts — проект необычный. Это приключенческий платформер, основную часть которого составляют головоломки. И посвящен он Первой мировой войне, игры о которой можно пересчитать по пальцам.

Уже при первом взгляде на скриншоты обращает на себя внимание визуальный стиль — все благодаря движку UbiArt Framework. Ubisoft продолжает прекрасную традицию выпуска рисованных игр «новой волны», начатую графически великолепной Rayman Origins. Аналогичных эпитетов заслуживает и Valiant Hearts, однако есть у нее одна проблема, обнаруженная там, где ее никто не ждал, — в геймплее.

На войне без оружия

Valiant Hearts представляет собой интерактивную историю, увлекательную повесть о жизни четырех людей и собаки, попавших в жуткие условия. Под постоянными обстрелами и на фоне непрекращающихся взрывов они стараются не погибнуть и защитить своих близких, переживая один за другим различные эпизоды Первой мировой. Их судьбы нередко пересекаются, но только для того, чтобы вновь разойтись в разные стороны, — и так будет вплоть до выбивающего слезу финала.



Но, как это бывает с сюжетно ориентированными играми, возникает немало вопросов к геймплейной составляющей. Номинально Valiant Hearts является приключением с головоломками, но ни над одной из них голову ломать не придется. Спустя час-другой прохождения будет достаточно просто взглянуть на локацию, чтобы понять, как и что нужно сделать. Загадки нельзя назвать плохими — скорее настолько ненавязчивыми, что в определенный момент возникает ощущение, будто они тут лишние.

Чаще всего придется искать предметы и приносить их различным людям. Для этого нужно опускать и поднимать платформы, бросать камни и гранаты, чтобы сбить что-то с высоты или взорвать. На экране всегда есть лишь два, максимум три интерактивных объекта, из-за чего решение головоломки находится сразу. На полу сломанный рычаг? Значит, где-то лежит рукоятка от него. В стене проделана небольшая дыра? Нужно позвать собаку, пусть проползет и достанет нужную штуковину. Случаев, когда нужно задуматься и обдумать задачу, буквально три-четыре на всю игру, и чем ближе подходишь к финалу, тем больше хочется поскорее добраться до следующего эпизода, минуя повороты вентилей и швыряние палок на мины.

Но разработчики явно это понимали, а потому прикрутили каждому персонажу уникальные геймплейные элементы. Французский фермер Эмиль может копать землю огромным черпаком. Компанию ему составляет американец Фредди, умеющий быстро разрезать колючую проволоку. Немец Карл умело маскируется, переодеваясь в различные костюмы, а добросердечная бельгийка Анна предоставляет медицинскую помощь каждому раненому солдату. Собака же помогает всей компании, проникая в труднодоступные места и нажимая рычаги.



Этими умениями разнообразие не ограничивается — геймплей постоянно изменяется, чтобы игроку не приходилось скучать. Только что вы решали головоломки и приносили предметы другим солдатам, а теперь приходится сражаться с «боссом» — например с огромным дирижаблем, у которого нужно выискивать слабые места. После этого может начаться гоночный эпизод, где герой стремительно несется на машине, стараясь не попасть под падающую сверху бомбу и не врезаться в другие автомобили. Затем может быть стелс-миссия, где придется скользить в тени и прятаться за кустами, пока недруг не повернется в другую сторону.

Никто не забыт

Добавляет интереса к прохождению и огромное количество исторических справок. Буквально на каждом шагу меню пополняется новыми историческими фактами, которые тесно связаны с происходящим на экране. Происходит бомбардировка — узнайте, сколько человек во время них погибло, в каких битвах они использовались, какими сторонами конфликта и почему. Попали в какой-то город, к примеру в Париж, — прочтите справку о жизни горожан в годы войны. Если такие факты появляются без участия игрока, то исторические предметы собирать нужно самостоятельно — всего их более сотни, а некоторые очень тщательно спрятаны, так что желающие узнать как можно больше о той эпохе найдут чем заняться после первого прохождения.



Остальных же ожидает около пяти-шести часов красивой и грустной истории, которая мало кого оставит равнодушным. Каждый герой ведет собственный дневник, и это единственная возможность узнать их мысли — озвучки здесь практически нет. Периодически персонажи произносят простые фразы на французском или немецком языке, но куда большую роль в повествовании играют рассказчик и музыкальное сопровождение. В роли первого в локализованной версии выступает Андрей Ярославцев (голос Оптимуса Прайма из «Трансформеров»), а лиричная музыка всегда включается вовремя и отходит на второй план в особо напряженные моменты вроде бомбардировок. Как и в предыдущих рисованных проектах студии, аудиочасть сделана со вкусом и каждый раз точно дополняет происходящее на экране.

Пожалуй, единственная проблема игры заключается в ее излишней простоте. Понятно, что разработчики не хотели прерывать рассказываемую историю загадками, на каждой из которых игрок застревал бы на полчаса, но мы все же говорим об игре. И как игра Valiant Hearts не идеальна. Но пропускать ее ни в коем случае нельзя — услышать эту трогательную историю и увидеть множество интересных эпизодов должен любой уважающий себя игрок.

Достоинства:

одна из немногих игр о Первой мировой войне;

огромное количество интересных исторических фактов;

великолепный визуальный стиль;

красивая музыка и отлично подобранный рассказчик.

Недостатки:

слишком простые загадки, которые иногда повторяются;

интерес к повторному прохождению возникнет только у собирателей «ачивок».