По идее, надо начать с пафосного вводного слова и рассказа о том, насколько важна для индустрии серия Metal Gear. Но почему-то всё, что приходит в голову, кажется какой-то банальностью — особенно в контексте сегодняшнего обсуждения.
Давайте просто озвучим основные тезисы. Во-первых, серии почти три десятка лет, за которые она пережила не одно поколение консолей и всех условных конкурентов; переживёт, наверное, и нас с вами. Во-вторых, создателем и главным идеологом является Хидэо Кодзима — один из самых именитых и сумасшедших геймдизайнеров, известный своей страстью к странным экспериментам и прочим безумствам. В-третьих, Metal Gear — сложносочинённая история про войну, мир, шпионов и технологии манипулирования массовым сознанием.
Витиеватая история
Всё это способствует возникновению одной проблемы, связанной с сериалом — в Metal Gear достаточно сложно «включиться» сегодня. Неподготовленного человека просто испугают сюжетные нагромождения, избыток странных персонажей (которые вдобавок похожи друг на друга — даром что клоны) и переключение между разными временными периодами — от 60-х до недалёкого будущего. Кроме того, каждый новый выпуск требует детального знакомства с предыдущими — во франшизе сквозной сюжет, множество внутренних отсылок и метаюмора.
Да, «точка входа» для большинства действительно упущена. По-хорошему, начинать надо было с Metal Gear Solid, хотя трёхмерную игру 1998 года сейчас уже достаточно сложно воспринимать серьезно. MGS2 и MGS3 тоже недостаточно современны, а приниматься за четвёртый выпуск, не зная предшествующих подробностей, будет как минимум неинтересно.
Если кратко, то диспозиция событий такова. Во времена холодной войны Америке служил великий наёмник — Биг Босс (события подробно описаны в Metal Gear Solid 3 и MGS: Peace Walker), который в конечном итоге перешёл на «тёмную сторону». У главного протагониста серии появилось несколько клонов, один из которых — знаменитый Солид Снейк (титульный персонаж первых двух Metal Gear, а также Metal Gear Solid и MGS 4: Guns of Patriots). Героев связывают сложные и длительные отношения, в которые впутан ещё десяток действующих лиц; в Guns of Patriots состоялся масштабный финал более чем полувековой истории, а сам сериал вроде как красиво и сравнительно логично завершился.
В общем, да — всё это кажется избыточным и сложным.
Metal Gear Solid V — это ещё один приквел, где внимание акцентируется на отдельных главах биографии Биг Босса. Проект разбит на две части — пролог Ground Zeroes (действие происходит в 1975 году) и, собственно, основной сюжет The Phantom Pain (эпизод из 1984 года).
После событий Peace Walker главный герой отправляется на Кубу — сражаться с очередной террористической организацией. Основная цель — спасти девушку-агента Паз Ортега Андраде и её приятеля Рикардо Чико, персонажей, уже появлявшихся ранее в «Миротворце». Разумеется, ситуация осложняется появлением дополнительных действующих лиц, а сам пролог заканчивается нападением на базу Биг Босса — протагонист из-за полученных травм впадает в кому. The Phantom Pain продолжит сюжетную линию спустя девять лет; Кодзима утверждает, что именно тогда раскроются подробности изменения характера главного героя и будет дано объяснение, почему первый Снейк предал своих бывших работодателей.
Впрочем, подобное описание сюжета может создать неверное представление о манере повествования в Metal Gear. Это вовсе не низкопробный шпионский боевик с кучей клише; у Кодзимы есть свой неповторимый стиль — его истории отличаются настоящей непредсказуемостью, в них всегда присутствует вполне очевидный посыл и смысловая амбивалентность (не смейтесь, пожалуйста). При этом, конечно, японского геймдизайнера можно обвинить в некоторой страсти к графомании — диалоги и видеоролики в его работах зачастую занимают больше времени, чем собственно сама игра. А с учётом обещания превратить Metal Gear Solid V в самую зрелищную и кинематографичную игру сериала вряд ли стоит надеяться на какие-то изменения в этом плане.
Особенности нового поколения
Игра (вернее, игры) разрабатываются на новом движке FOX Engine — технологию в действии вы уже могли видеть в последнем выпуске Pro Evolution Soccer от той же Konami. Для создания моделей персонажей используется метод захвата движений и мимики реальных актёров — в частности, «главную роль» исполняет известный актёр Кифер Сазерленд (сериал «24 часа»), который также озвучит Биг Босса. Это означает, что Дэвид Хейтер — человек, много лет выступавший в качестве голоса Снейка (всех Снейков), по каким-то причинам отстранён от привычного амплуа; не исключено, что это — очередная уловка Кодзимы, который неким хитрым способом обыграет всё это с точки зрения игрового сюжета.
Кроме того, Metal Gear Solid V — первая часть в серии, предлагающая открытый мир. Ранее, напомним, прохождение было достаточно линейным — особенно по сравнению с другими стелс-экшенами вроде Hitman или Splinter Cell. В связи с этим японцы обещают высокую вариативность происходящего — нам предоставят свободу выбора тактических решений о том, как добраться из точки А в точку Б.
Также заявлена песочница внушительных размеров с динамическими погодными условиями, изменениями дня и ночи и прочими радостями. Если судить по промоматериалам, MGSV выглядит как настоящий и долгожданный некстген — прекрасная анимация движений, естественность персонажей и окружения. Konami утверждала, что деморолики показывали на мощном компьютере, и именно такой уровень мы получим на консолях нового поколения (на PC игра, увы, так и не заявлена).
Пока сложно сказать, какие в итоге будут ощущения от игрового процесса и как вообще всё в этом плане изменится. Сейчас известно, что если персонажа заметит охранник, то время замедляется, а игрок получает возможность нейтрализовать излишне внимательного врага. В остальном — вроде бы понятный нам стелс-экшен, но сейчас, конечно, рано делать какие-то выводы.
Огорчает пока лишь заявленная продолжительность Ground Zeroes — основная сюжетная миссия, без отвлечения на дополнительные задания, занимает всего два часа. Стоимость игры при этом составляет порядка 1 500-2 000 рублей — в зависимости от наглости наших магазинов (на Западе — $30 за цифровую версию и $40 за физическую копию). Если аналогичные цены поставят на The Phantom Pain, то получается, что две части одной игры обойдутся в стандартные $60 только в виде цифровых копий. В любом случае — что-то многовато за столь короткий пролог.
Дата выхода и ряд других подробностей The Phantom Pain пока неизвестны. Сам Кодзима говорил, что разделение проекта на две части позволит фанатам серии пораньше заполучить кусочек долгожданного продолжения. Но больше всё это походит на простой маркетинговый ход вроде того, что киношники сейчас делают с «Хоббитом». Но там хотя бы каждый фильм идёт честные три часа.