Едва ли кто-то в здравом уме окрестит Assassin’s Creed IV: Black Flag плохой игрой. Здесь все традиционно для последних проектов французских разработчиков: куча интересных событий, увлекательный сюжет, приличное техническое исполнение, а также доступно изложенный материал по историческим событиям, личностям и достопримечательностям. Пусть перед нами и не полноценный хит, но достойным продолжением серии четвертую часть можно назвать наверняка. Однозначный недостаток у «Черного флага» только один — вот уже который год серия пробуксовывает, стараясь работать на одной и той же концепции. Увы, безупречная формула штамповки подвела даже ежегодную Call of Duty. Пора что-то менять, Ubisoft.
Старые правила, старый ассасин
Несмотря на громкий рекламный лозунг «Новая эра. Новый ассасин. Новые правила», на экране все до боли знакомо и лишь чудом не вызывает приступы дежавю. Огромные просторы, большие города, свободное перемещение, ну и, конечно, традиционный капюшон главного героя. Карта пестрит узнаваемыми обозначениями, предлагающими нам кого-нибудь устранить, подслушать, подкупить или поймать. Во главе угла по-прежнему паркур. Могучий персонаж способен бегать бесконечно долго, а его развитые пальцы цепляются за любые шероховатости и закорючки даже на самой ровной стене. Высокое здание — не проблема: обычно достаточно двух минут, чтобы забраться на крышу какой-нибудь церкви. Умение карабкаться по деревьям, ставшее основой передвижения Assassin's Creed III, к счастью, тоже никуда не делось.
Заметно, что авторы боятся радикальных экспериментов. Поэтому и боевая система претерпела минимальные изменения — теперь герой дерется двумя саблями одновременно. Вместо основного оружия у игрока все такой же выбор: биться кулаками, скрытными клинками или подобрать оброненную кем-то шпагу. При должном умении десяток солдат не станет проблемой, ведь достаточно в нужное время нажимать кнопку контрудара, чтобы персонаж эффектно отразил атаку обидчика. Три типа врагов практически никак не влияют на происходящее — защита «тяжелых» бойцов пробивается на ура, да и пара пистолетов станет весомым аргументом. А если все же пришлось туго, можно сбежать с поля брани благодаря дымовым бомбам и усыпляющим дротикам.
Разбой как вид развлечения
Впрочем, во времена Золотой эры пиратства утомлять персонажа пешими прогулками придется едва ли больше, чем передвижением на собственном корабле. В предыдущей части судно использовалось, скорее, как дополнительное развлечение, а основным помощником в желании пересечь большие расстояния являлась лошадь. Здесь же все иначе. Карибское море буквально пестрит островами разной величины. К любому из них можно пришвартоваться и поискать какие-нибудь побочные задачи. Обнаружение зарытых кладов, письма в бутылках от рома, карты спрятанных сокровищ, охота за дикими животными — пиратской романтикой здесь пропитан каждый сантиметр земли.
Да и на морских просторах разбойнику хватит приключений. Повсюду снуют торговцы, которых можно ограбить, а англичане и испанцы ведут нескончаемую борьбу за власть над нейтральными водами. Подплыть и ввязаться в бой проще простого, однако стоит трезво оценить свои возможности — слабая посудина с десятком чахлых пушек будет мигом разнесена в щепки вражеским трехпалубным линкором. Как и прежде, нам доступны десятки улучшений собственного корабля. За достаточно демократичную плату на палубу можно установить мортиру, усилить мощность тарана, укрепить броню и увеличить вместимость кают.
Команда — новый ресурс, чрезвычайно важный при абордаже. Во время осады вражеского судна помощи от соратников мало, но они неплохо отвлекают солдат противника на себя. Изменился и сам процесс захвата чужого корабля. Теперь, в зависимости от его уровня, игроку даются различные задания: перебить определенное количество матросов, отрезать флаг, прикончить офицера, устранить стрелков на мачте. Успех сулит пополнение трюма ценным грузом. В общем, не «Корсары», но все равно увлекательно.
В минуты мира можно сесть в шлюпку и поохотиться на китов, акул и касаток — их шкуры и кости тоже сгодятся для того, чтобы сшить себе парочку сумок для пуль или дротиков, а самые успешные браконьеры получат в награду костюм китобоя. И все же самым интересным нововведением можно считать поиск затонувших сокровищ. Прикупив себе средневековый аналог подводной лодки, герой сможет исследовать морские глубины. Жаль, что методичное плавание среди опасных хищников довольно быстро надоедает, ведь награда за старания не столь велика, как хотелось бы.
Не ассасин, но пират
Впрочем, какая разница? Наверняка немногие игроки дойдут до финальных титров, завершив абсолютно все дополнительные задания, — держит у экрана все-таки сюжет. Эдвард – очередной потомок Дезмонда Майлза и дедушка Коннора из Assassin’s Creed III — не следует идеалам ассасинов, не чтит кодекс, тамплиеры ему до лампочки и вообще он тот еще пьяница. Все, что волнует героя, — это деньги. Поначалу, будучи обычным наемным пиратом, он попадает в переделку и остается единственным выжившим из всей команды. На острове Кенуэй побеждает напавшего на его корабль убийцу и находит у него древний ключ и письмо. Из сообщения становится понятно, что сам губернатор просил покойного доставить ему артефакт за весьма щедрое вознаграждение. Тонкость заключается в том, что заказчик ни разу не видел ассасина и сможет узнать его только по традиционному для ордена костюму. Делать нечего — недолго думая Эдвард переодевается в одежду покойного и пускается в авантюру.
Главный герой больше всего напоминает Джека Воробья из «Пиратов Карибского моря» — за короткий период своей жизни он узнает подробности о предтечах, грезит мечтой стать самым богатым корсаром на планете и умудряется настроить против себя ассасинов, тамплиеров и властителей Карибского бассейна. Хитро подошли сценаристы и к развитию «современной» сюжетной линии. Компания «Абстерго» здесь позиционируется как разработчик развлекательной продукции (в том числе Assassin's Creed III: Liberation), а вместо Дезмонда Майлза мы играем за безымянного и молчаливого героя. В общем, интрига поддерживается.
Все это прекрасно, но серия явно затопталась на одном месте. Кажется, что если штиль продлится еще годик, то судно наверняка пойдет ко дну. Ubisoft Montreal старается разнообразить все ту же игру какими-то мелочами, что-то удаляет, что-то добавляет, минимально разбавляет мультиплеер новыми режимами и незначительными деталями. Но, честно говоря, это начинает немного надоедать. Наверняка следующая часть уже находится в разработке — и мы бы очень хотели, чтобы серия показала что-то действительно новое.
Достоинства:
красивый открытый мир с множеством развлечений;
интересный сюжет;
симпатичная графика.
Недостатки:
слишком много самоповторов;
слабая оптимизация и несколько досадных багов.