Techland в последнее время как-то не везет. Сперва она села в лужу с Call of Juarez: The Cartel, который получился хуже предшественника абсолютно в каждом аспекте. Затем Dead Island: Riptide, позиционирующийся как полноценное продолжение серии, оказался таким же, как оригинал, только уже не вызывал никаких эмоций. За Call of Juarez: Gunslinger было вдвойне боязно: и у разработчика черная полоса, и сам проект позиционируется как цифровая аркада. Поэтому при первом знакомстве с игрой испытываешь легкий восторг — такого разудалого шутера ваш покорный слуга не видел со времен Bulletstorm.
Все легенды в сборе
Когда бюджет скромен и нет возможности делать дорогущие ролики, разработчики обычно прибегают к комиксам как главному средству повествования. Такой подход избрали и в новой части Call of Juarez. Но, в отличие от многих дешевых поделок, здесь такой трюк отлично вписался в стилистику. Рисунки сочные, выполнены качественно и выгодно подчеркивают атмосферу спагетти-вестерна. На этот раз сценаристы Techland не стали напирать на семейную драму. Вместо этого они собрали в кучу все имеющиеся легенды той эпохи и наполнили это собственной фантазией и горами пушечного мяса.
Сюжет берет свое начало в типичном салуне, куда заходит усталый путник. Завсегдатаи сразу же узнают в нем Сайласа Гривза — легендарного охотника за головами и — по совместительству — главного героя. Ему живо наливают бренди за счет заведения и просят рассказать о своих приключениях. И наш протагонист решает поведать историю своей погони за местью. Она охватывает несколько десятков лет и, как ни странно, приковывает к экрану. Конечно, сценарий нельзя назвать выдающимся, литерную премию его автору точно не вручат, но у него есть несколько огромных преимуществ перед собратьями по жанру. Во-первых, вы сможете увидеть целый ворох легендарных лиц и поучаствовать в не меньшем количестве знаменитых событий XIX века. Во-вторых, история и непосредственный игровой процесс очень тесно переплетены, что в наше время — огромная редкость. Но об этом чуть ниже.
Шесть пуль — шесть сотен трупов
CoJ: Gunslinger — самый что ни на есть классический шутер от первого лица. Он не перегружен какими-либо скриптовыми событиями, в нем нет времени задуматься или побродить, любуясь окрестностями (хотя любоваться есть чем). Это бескомпромиссный и безостановочный экшен, напоминающий творчество студии People Can Fly — Painkiller и, в большей степени, Bulletstorm.
Оружие прекрасно чувствуется в руках, ощущается каждый выстрел и каждое попадание. Поверженные враги демонстративно валятся на землю в замедленном времени, вокруг постоянно что-то взрывается, а экран полнится надписями «x10», «+200» и «Убит в падении!». Проект не стесняется своего аркадного происхождения, а выжимает из него максимум возможностей. Разработчики подталкивают вас к постоянному действию, ведь цепочки убийств ведут к росту множителя получаемых очков, и чем красивей и разнообразней вы расправляетесь с противниками, тем больше «опыта» капает в вашу копилку и тем быстрее повышается уровень героя.
Прокачка, в отличие от того, как это бывает во многих подобных проектах, сделана не «чтобы было» — она действительно сильно влияет на прохождение. В зависимости от выбранных навыков можно стать метким рейнджером с верной винтовкой, мастером стрельбы по-македонски или кровавым безумцем с двумя обрезами в руках. И конечно же, каждый может швыряться динамитом и подстреливать его в воздухе, прямо над головами супостатов. Кое-что разработчики позаимствовали из Max Payne 3, а именно так называемый «последний шанс». Если здоровье уже на исходе, а смертельная пуля покинула ствол вражеского оружия, время замедляется, давая возможность уклониться от свинца в нужную сторону, а затем лишить жизни самого неприятеля. Выглядит это очень красиво, но, разумеется, постоянно пользоваться возможностью нельзя.
Игра ни на секунду не сбавляет темп. Враги десятками валятся со всех сторон, вы палите с двух рук или ставите из винтовки серию «хэдшотов», красные бочки взрываются одна за другой, счетчик переваливает за x20, и… внезапно картинка замирает и выцветает, а за кадром герой произносит что-то вроде «Похоже, я выпил слишком много, пора опустошить баки». Вы тем временем с недоумением смотрите на экран, а завсегдатаи салуна спорят, правда ли это тот самый Гривз. Через минуту герой возвращается и продолжает рассказ. Как мы писали выше, повествование и геймплей неразрывно связаны. Весь процесс подается через воспоминания охотника за головами, а каждое действие сопровождается комментариями и спорами людей за кадром. Все это придает живости происходящему. Ситуации вроде описанной выше встречаются постоянно. Герой внезапно кричит: «И тут на меня выскочили апачи!» — и на экране действительно откуда ни возьмись объявились краснокожие. Вы отстреливаетесь, а затем Гривз произносит: «Да ладно, откуда там взяться апачам? Я просто проверял, не спит ли Бен». Время отматывается назад, и вы снова проходите по той же местности, но уже спокойно и тихо.
Не забыли разработчики и о знаменитых дуэлях. Внешне они напоминают то, что уже было в Bound in Blood, но стали заметно сложнее. Приходится следить одновременно за положением руки над револьвером, за фокусом на противнике, прислушиваться к стуку сердца и опережать противника в скорости реакции.
Выглядит Gunslinger не хуже, чем играется. Несмотря на приевшуюся технологию «ожившего комикса» aka cell-shading, шутер на удивление органично смотрится. Картинка яркая, сочная, наполненная деталями. От местных видов природы порой захватывает дух, а каждая перестрелка превращается в настоящее светопреставление.
У Techland получилось реанимировать серию после провальной The Cartel. Gunslinger заманивает атмосферой киношного Дикого Запада, притягивает отменным бескомпромиссным экшеном и не дает оторваться до самых финальных титров благодаря тесно вплетенному в геймплей повествованию. Остается надеяться, что создатели больше не совершат ошибок и следующая часть окажется не просто качественным шутером, но игрой с определенной культурной ценностью.
Достоинства:
приятная киношная атмосфера Америки XIX века;
красочный внешний вид;
море драйва;
оригинальное, цепляющее повествование, не лишенное самоиронии.
Недостатки:
скоротечность;
хотелось бы чуть большего разнообразия.