В сентябре вышел один из последних эксклюзивов для PlayStation 3 — мрачный кукольный платформер про то, как безголовый мальчик боролся с авторитарным режимом. Кажется, создатели сами толком не определились, на какую аудиторию рассчитана их игра; чем это обернулось для «Кукловода» — читайте в нашей рецензии

Не всё ладно в Лунном королевстве — к власти пришёл деспот Король-медведь, установил крайне жесткие порядки и похищает души маленьких детей. Непонятным образом в эту сказочную страну попадает и мальчик по имени Кутаро; в завязке герой в буквальном смысле теряет голову и вместе с коварной миядзаковской ведьмой, летающим котом-призраком и истеричной феей пытается свергнуть тирана.

«Кукловод» поначалу кажется необычной вещью — игра изо всех сил притворяется театральной постановкой. Уровни — это картонные декорации, что при смене экрана зрелищно складываются, уступая место новым элементам окружения. Персонажи действительно похожи на кукол-марионеток, за кадром звучит приятный голос рассказчика, а зрители, находящиеся за «четвёртой стеной», периодически хлопают, вздыхают и смеются над происходящим на сцене.

Эффект усиливается, если играть в Puppeteer на телевизоре с поддержкой 3D. Занавес и подмостки сцены остаются на переднем плане, персонажи и главные декорации — чуть глубже, а у дальней стенки — красивый фон. Редкий случай, когда стереоскопическое изображение оказывается действительно к месту и работает на общую задумку.

Ни вам, ни нам

Но на словах вся эта концепция звучит более интересно, чем оказывается на самом деле. «Кукловод» поражает стилистикой только первые минуты, затем все эти бумажные метаморфозы, кривлянье героев и нарочито переигранные интонации закадрового комментатора вызывают скуку, а чуть позже — и раздражение. Игра слишком кичится своей напускной необычностью, оставаясь, по сути, примитивным платформером одной дизайнерской идеи и с откровенно детским сюжетом.



О позиционировании вообще хочется поговорить отдельно — совершенно непонятно, для какой аудитории делали свой проект японцы. С одной стороны, в игре максимально упрощенная механика, чрезмерно нудное обучение (чтобы даже самые-самые юные дети разобрались, какая кнопка за что отвечает) и очень своеобразная подача истории. Под «своеобразная» подразумевается подход в стиле LittleBigPlanet или каких-нибудь послеобеденных мультфильмов — персонажи подробно проговаривают свои действия, а незримый рассказчик не менее скрупулёзно разжевывает всё происходящее на экране. Знаете, взрослому человеку может показаться непривычным и неприятным то, что игра держит его за безмозглого дурачка.

С другой стороны, на коробке написано, что Puppeteer предназначена для детей старше 12 лет. И это не просто так: мрачное окружение и атмосферу по достоинству сможет оценить лишь более-менее зрелая аудитория; то же самое следует сказать и про кинематографические и литературные отсылки. Да, ряд фантасмагоричных сцен в традициях Льюиса Кэрролла действительно впечатляет, но это лишь отдельные эпизоды на общем фоне утренника от потерявшего чувство стиля и меры постановщика кукольного театра.

Ситуация получается странная: взрослым скучно, а детям просто непонятно и совершенно ненужно. Чтобы вы лучше понимали масштаб проблемы, проведём понятную аналогию с фильмами: представьте, что в «Кошмаре перед Рождеством», «Коралине» или в ранних работах Тима Бёртона останутся все внешние элементы тёмной сказки, но диалоги и подача сюжета будут позаимствованы из «Телепузиков». Ужасное сочетание? Вот в «Кукловоде» нечто очень похожее.

Прорезая пространство

Собственно, как игра Puppeteer тоже представляет очень спорный интерес. Кутаро на одной из ранних стадий получает меганожницы, с помощью которых можно резать врагов и кое-какую материю декораций. Благодаря полезному инструменту персонаж может двигаться в любом направлении по особым стенам, карабкаться по листочкам и кромсать на кусочки неприятелей. В этом, в принципе, и состоит вся игровая механика, которая даже для двухмерного платформера выглядит чересчур просто.

Вместо потерянной головы герой подбирает разнообразный мусор и насаживает его себе на плечи: нужная «болванка» даёт определённые способности. Правда, это умение используется очень мало и в основном полезно при открытии необязательных секретов и бонусов. В остальном же просто бежим вперёд (или вверх), перепрыгивая через маленькие пропасти и простенькие препятствия. По сравнению с «Кукловодом» уже упомянутая LittleBigPlanet может показаться суровым хардкорным испытанием, не говоря уж о нормальных платформерах вроде New Super Mario Bros. или Rayman Legends.



Правда, со всем этим сильно контрастируют сцены с боссами. Они не то чтобы прямо сложные, однако придётся попотеть — исполнить очевидную, но длинную и скучную последовательность действий, прыгая и что-то там разрезая.

В «Кукловоде» также есть и кооперативный режим. Кутаро всегда сопровождает неуязвимый напарник: кот или фея. Соратник помогает исследовать уровни на предмет наличия чего-нибудь полезного, отвлекает врагов и выполняет прочие нужные функции. Управлять им можно с помощью правого стика и заднего «курка», хотя в процессе движения это, конечно, не очень удобно. Проще остановиться, сбивая и без того вялый темп игры, и начать манипуляции призраком. Есть вариант приятнее: кооператив с другом и контроллером PS Move. Что-то похожее было в Super Mario Galaxy: один игрок занят привычными вещами, а второй собирает всевозможные бонусы, подставляя фигуральное плечо.

На уходящем поколении консолей случился настоящий ренессанс двухмерных платформеров — тут можно вспомнить как с десяток шикарных инди-игр, так и множество крупных проектов. Создатели «Кукловода» хотели вписаться в этот тренд и сделали упор на нестандартный стиль, которого, увы, мало для хорошей игры. За интригующими поначалу картонными декорациями в игре, по сути, ничего и нет.

Достоинства:

интересные стилистические решения;

хорошее музыкальное оформление.

Недостатки:

однообразный игровой процесс;

спорная манера повествования;

не понятно, для кого сделана эта игра.