У меня очень много друзей в России. Многие - еще с тех времен, когда я жил в Москве, а потом в Калининграде. Мы почти не видимся; лишь переписываемся во «ВКонтакте». С открытием этого блога у меня появились друзья на Украине. Или «в Украине», как теперь принято говорить.

С моими украинскими друзьями я тоже переписываюсь через «социалки».

«При Януковиче нам жилось совсем неплохо, - пишет одна моя знакомая. - Серьёзно! была работа, некая стабильность. Не идеально, да. Но где идеально-то?».

Другая знакомая пишет: «Ума не приложу, что теперь будет при Турчинове!».

Я читаю их письма, наполненные и болью, и негодованием, и неуверенностью в будущем, ловя себя на странной мысли. Здесь, в Германии, мне никогда не приходилось слышать фразы типа: «Мы неплохо живем при Меркель» или «Как тяжело было жить при Шрёдере!».

Говоря о себе, вспоминая о своем прошлом и рассуждая о настоящем, немцы никогда не связывают свою жизнь с политиками и с их деятельностью…

Я спросил одного своего знакомого, уже достаточно пожившего на этой земле (55 лет) парня по имени Оливер:
- Почему, вспоминая о своей жизни, ты никогда не говоришь, что это было, ну, скажем, при Шрёдере?

- Я всегда жил только при себе, - ответил тот. - Я проживаю свою жизнь. Ни Меркель, ни Шрёдер, ни кто-то другой не придут ко мне домой и не покажут мне, как делать детей или как вести домашнее хозяйство. Моя личная жизнь и их общественная деятельность почти не пересекаются.

Краем глаза я замечаю, что Оливер «завелся»…

Достал из кармана табак и папиросную бумагу, принялся скручивать самокрутку, потом щелкнул зажигалкой и продолжил: - Те, кто говорят «это было при…», преувеличивают роль страны и государства в своей жизни. Никакая страна, никакое правительство не сделают нас свободными, если мы сами не чувствуем себя таковыми. Можно быть рабом в самой свободной стране, а можно быть свободным - физически и духовно - в самых, казалось бы, непригодных для свободы условиях.

Я догадываюсь, о чем говорит Оливер, и именно поэтому не решаюсь продолжить разговор.

Уже почти двадцать лет я живу в стране, народ которой не покупается больше на призывы к митингам, демонстрациям; на агитацию бороться и проливать кровь во имя свободы, единства и всеобщей радости.

Немецкий народ уже был однажды обманут и затянут в паутину лозунгов, обещаний и благих намерений. У немецкого народа уже украли однажды самое ценное, что есть у каждого человека на этой Земле — душу и личную жизнь.

Оливер молчит, смоля в зубах самокрутку, и я наконец-то решаюсь: - Ты имеешь в виду то время, когда в Германии были нацисты?

Я вздрагиваю, когда Оливер неожиданно начинает хохотать.

- Нацисты?! - он утирает слезы, выступившие на глазах от смеха. - Здорово теперь принято у нас говорить: «Это были не немцы, это были нацисты»! Словно немцы прекрасно жили-поживали, когда вдруг, из дальнего космоса, к ним на голову свалились злые нацисты, заварившие всю эту кашу!

Он вновь умолкает, но теперь на его хмуром лице нет и следа улыбки.

- Нет, Юри, нацистами были мы. И об этом надо ясно и четко говорить. Как, впрочем, и о том, почему мы ими стали. Почему? Причина всё та же. Партия, всеми правдами и неправдами пробиравшаяся в те годы к власти, забрала у немецкого народа его душу и личную жизнь. И это не художественная аллегория. Забрать у народа его личную жизнь - было частью весьма конкретного, пошагово выполнявшегося плана. И выполнение этого плана началось отнюдь не с устрашающих криков «Хайль Гитлер».

Вот так это получилось. Те, кто, словно нелюди, убивали, жгли, грабили и насиловали, с малых лет знали, какую важную роль в их жизни играет кучка инициативных личностей, называющих себя словом «партия». И везде взрослые и дети слышали одно и то же: «Партия позаботится о вас, партия наполнит вашу жизнь радостью, партия даст вам настоящую свободу, партия сплотит вас в единое прекрасное целое».

Сегодняшние немцы трепетно оберегают свой внутренний мир. Туристы из других стран, побывав в Германии, восклицают: «Что за страна! Тут же можно умереть со скуки! Они ни с кем не общаются и ничего не видят дальше своего дома и своей кнайпы!»

В некоторой степени это довольно поверхностное мнение; но с другой стороны оно отражает самую суть: молодые немцы неохотно идут на контакт, и уж подавно не позволяют вовлекать себя в различные кружки, движения и партии. Потому что их матери и бабушки, равно как отцы и дедушки на своей шкуре испытали, что значит главенствующая роль страны и государства в личной жизни человека. Молодые немцы понимают, что никакая страна, никакое правительство не сделают их свободными — только они сами могут научиться чувствовать себя таковыми.

У немца, живущего в тридцатые годы прошлого столетия, с младых ногтей отбирали понятия личное, своё, сокровенное, не такое, как у других. Вот почему нацисты так ненавидели евреев и людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией: и те и другие больше всего ценят именно своё, личное, сокровенное.

И когда я вижу по телику возбужденные лица людей, жаждущих свободы, независимости и новых возможностей при новой власти, мне хочется задать этим людям вопрос: «А как обстоит дело со свободой, независимостью и новыми возможностями в вашей семье?..

Свободны ли ваши дети от мелочных придирок, от незаслуженных обвинений, от вашей железной воли?.. Насколько ваша «вторая половина» независима в своих поступках? Есть ли у ваших детей, равно как и у вашей жены (или мужа), возможность следовать вашему примеру - в спорте, в отношении к книгам, к искусству, к природе?..

Или, неистово вопя о свободе, независимости и возможностях, вы ждете, когда в ваш дом придет правильный, хороший правитель и научит ваших домашних жить счастливо?»

Сейчас в мире появилось огромное количество людей, готовых научить нас правильно мыслить, правильно питаться, правильно двигаться, правильно дышать и правильно тратить наши собственные деньги. И при этом мало кто из этих людей скажет: «Доверьтесь своим чувствам, своим инстинктам, своей воле».

Большинство из рвущихся к власти, а, следовательно, к нашим сердцам и душам, говорят: «Доверьтесь мне, потому что только я знаю, как надо правильно мыслить, правильно питаться, правильно двигаться, правильно дышать и правильно тратить деньги».

Так вот эту небольшую статью о личном и общественном я хочу закончить словами Александра Галича:

Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
…И, рассыпавшись мелким бесом,
И поклявшись вам всем в любви,
Он пройдет по земле железом
И затопит ее в крови.


Автор - Юри Балабанов