Собственно, почему возникает эта тема? Да потому что оппозицию постоянно в этом обвиняют. И не беспочвенно. Потому что это то, что народ раздражает. И дает обильную пищу для спекуляций.

Да, оппозиция неоднородна. Но достаточно нескольких ярких лидеров, их манеры говорить, их личностного апломба, абстрактных речей о ценностях свободы и рабах, эти ценности ни во что не ставящих, чтобы быть обвиненными в высокомерии. Добавим к этому брезгливое отношение к социальным проблемам, к обывателю вообще, выхваченные из контекста фразы и слова типа «быдло», профессиональные провокации на эту тему — и образ готов: оппозиционер — это далекий от народа, ездящий по заграницам, хорошо одетый, сытый и презирающий массу остальных людей и их чаяния человек.

Власть, она тоже сыта (так что верхняя пуговица рубашки над узлом галстука всегда расстегнута), воровата, на «мерседесах» с мигалками ездит, но на то она и власть — она за всем этим туда пришла, кормиться.

А вот оппозиционерам нельзя — они такие же, как все. И главное, им нельзя только лишь о своей свободе и разглагольствовать. Для них свобода — это право говорить, что хотят, ездить, куда заблагорассудится, читать и смотреть, что душе угодно, ну, еще право частной собственности.

А людям хочется почувствовать себя хоть немного свободными от бытового ярма. Не сводить ежемесячно концы с концами, детей отдать в хорошие школы, бесплатно и качественно подлечиться, когда надо свое здоровье поправить, жить не в аварийном жилье, скопить на отдых на Азовском море или в белорусском санатории. Да, им и сериал вечером спокойно посмотреть хочется и в то же время детей не бояться отпустить на улицу. И выпить по-семейному в выходные. И эти их желания, их культуру быта, уклад жизни надо научиться уважать.

Высокой мерой народ оценивать не надо. Его надо знать, понимать и принимать таким, какой он есть. Не столько даже приглашая его к себе на чашку чая, сколько объединяясь с ним. В противном случае это все борьба за свою, а не за общую свободу. С их помощью. Против своих «стилистических разногласий».

Это большая проблема - сохранить себя и в то же время снизойти, а может, возвыситься до насущных, массовых человеческих проблем.

Если ты сам по себе, имеешь право жить, не напрягаясь чужими заботами, спя и пижаме и заказывая себе на завтрак овсянку на молоке, «яйцо в мешочек», сыр и тост с джемом. Но если ты стал политиком… Нет, завтрак себе можешь оставить, какой хочешь. И ешь его хоть под музыку Вивальди. Но вот будь любезен не отворачиваться от грязного белья, которое тебе все время будут совать под нос и не прикрывать рот платочком, когда учуешь неблагородное амбре.

Да, есть большая группа деклассированных, опустившихся, по сути криминализированных людей. И иногда их просто хочется ненавидеть, особенно когда столкнешься с ними лоб в лоб. Но это тоже часть нашего населения, тоже наш народ. Такой, какой он есть. Уважать его за грубые нравы трудно. Невозможно. Но надо понять, что, как говорил Горький, большинство этих людей озлобленные, а не злые.

И даже эти люди должны почувствовать, что оппозиционные политики пекутся и о них, а не о власти, своих амбициях и своем образе жизни. Что оппозиция верит в свой народ по-настоящему. Место спекулянтов и мошенников при нем уже занято.

Еще раз подчеркну: я говорю о политиках. А все, кто пришел в организованную оппозицию — политики. И без подлинной веры в свой «плохой народ» и уважения к нему там делать нечего. Народ можно или уважать, или купить, или прогнуть. Можно и обмануть. Но у оппозиции есть только первая возможность.

Я лично сам веры этой, уважения и сил морально-психологических в должной мере не имею, поэтому и не избираюсь в Координационный совет.

АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН