Двойной теракт в Казани привлек внимание к противостоянию внутри исламской общины Татарстана

Уже на дальних подступах к Апанаевской мечети Казани стоят металлические ограждения, полиция пропускает людей через небольшой проход, тщательно досматривая каждого, кто пришел проститься с бывшим заместителем муфтия Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ) Валиуллой Якуповым.

Якупова расстреляли в подъезде его дома на улице Заря. А буквально через полчаса, в другом конце Казани, на улице Мусина, преступники взорвали автомобиль, на котором ехал муфтий ДУМ Татарстана Ильдус Файзов. Три взрывных устройства, закрепленные под днищем автомобиля, сработали не синхронно. Муфтий выжил, хотя и получил ранения. После первого взрыва сумел выскочить из автомобиля и отбежать в сторону.

А вечером по городу поползли слухи про террориста-смертника, который якобы собирается привести в действие «пояс шахида» во время заупокойной молитвы по Якупову. Похоже, что татарстанские силовики тоже не исключали возможности «демонстрации силы» местными ваххабитами. Поэтому и приняли превентивные меры. Были взяты под охрану все мечети Казани. Полицейские надели бронежилеты. Апанаевскую мечеть оцепили и досматривали каждого, кто шел проводить в последний путь Валиуллу Якупова. Таких оказалось не очень много. От силы человек сто. К тому же среди собравшихся выделялись крепкие парни с цепкими взглядами, которые пришли в Апанаевскую мечеть явно по долгу службы.

Уже в день похорон Якупова, в первый день священного для всех мусульман месяца Рамадан, силовики обнародовали информацию, что Следственному комитету и спецслужбам удалось выйти на след преступников. Арестовали председателя совета директоров компании «Идель-Хадж» Рустема Гатауллина; руководителя прихода «Вакф», жителя Казани Мурата Галлеева; жителя Высокогорского района республики Айрата Шакирова; жителя Лаишевского района Азата Гайнутдинова, гражданина Узбекистана Абдунозиму Атабоева. В ночь на субботу задержали Марата Кудакаева, бывшего сотрудника ДУМа. Он руководил отделом по взаимодействию с силовыми структурами.

Озвучен предполагаемый мотив преступлений — конфликт по поводу средств на отправление мусульман на хадж в Мекку. «Когда Файзов был избран муфтием Татарстана, он взял под контроль движение денежных средств организации «Идель-Хадж», которая занималась направлением мусульман (Татарстана) в Мекку. На этой почве у муфтия произошел конфликт с руководителем данной организации, который высказывал угрозы в адрес Файзова», — заявил официальный представитель СКР. Следствию предстоит выяснить, как экономическая версия объясняет убийство Валиуллы Якупова, который не имел никакого отношения к поездкам в Мекку. Но факт остается фактом: из-за колоссального объема финансов, привлекаемого на организацию паломничества, эта деятельность постоянно сопровождается конфликтами. И не только в Татарстане.

Есть, однако, и другая версия возможных причин преступления: противостояние Якупова и Файзова с так называемой салафитской общиной в России, уж так сложилось, имеющей довольно кровавую репутацию.

Начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина убеждена, что Якупов и Файзов пострадали за то, что последовательно выступали за деваххабизацию ДУМ РТ.

Сегодня в республике более 3 тысяч салафитов. Председатель Совета улемов1 Всероссийского муфтията муфтий Фарид Салман, с которым я встретился во время похорон Якупова, уверен:

— Идет радикализация мусульманской молодежи Татарстана. Уже целое поколение выросло ваххабитами. Если заглянуть на пятничные намазы, то в татарстанских мечетях полно последователей ваххабизма. Они уже даже этого не скрывают. Соборную мечеть Кул Шариф, возведенную в Казанском кремле, открывали ваххабитским намазом. А нынешний имам мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов — ярый приверженец ваххабизма.

Оппоненты официального духовенства (салафиты, или, на языке силовиков, «ваххабиты») настаивают: «антиваххабитская» часть ДУМа на любую критику отвечает тем, что причисляет оппонентов к потенциальным террористам. А до взаимной критики доходит нередко: спор между течениями во многом касается и финансов, и официальных постов в ДУМе, как ни крути. К организации хаджа, к примеру, не допускают салафитов, которые могут «плохо повлиять» на верующих. С другой стороны, арабские шейхи, симпатизирующие салафиям, вложили миллионы в строительство соборной мечети Кул Шариф в Казанском кремле.

Что важно. Спор о том, как лучше и правильнее верить, в Поволжье до сих пор не разрешался с применением оружия, как на Кавказе. Хотя острые стычки бывали.

— Когда Ильдус Файзов возглавил ДУМ Татарстана, он начал процесс деваххабизации республики, — говорит руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов. — В апреле он отстранил от должности имама соборной мечети Рамиля Юнусова. Что тут началось! Юнусов стал запугивать мусульман, что власть «провоцирует в Казани площадь Тахрир». Защитить Юнусова приехало около сотни бородатых фанатиков из Закамья. Власть откровенно перепугалась и пошла на попятную.

…Руководство Казанского метрополитена оперативно среагировало на убийство Валиуллова и госпитализацию Файзова. Раньше пассажиров просили не забывать в вагонах свои вещи, а в случае обнаружения бесхозных вещей немедленно сообщать об этом машинисту поезда. Сейчас эти объявления начинаются со слов «в связи с угрозой террористических актов».

Ирек Муртазин