Наш 21-й век, в котором мы с вами живём, - время технологий и скоростей. Многие вещи и явления давно утратили свои смысл и актуальность. Но есть в этом непрерывном потоке изменений и свои подводные камни. О них регулярно бьётся не только тот, кто не поспевает за временем, но даже подготовленный человек.

Появление маркетплейсов в нашей жизни — яркая примета времени. Как удобно и занятно, не вставая со стула, кресла, дивана «серфинговать» по сайтам виртуальных магазинов и подбирать на свой вкус и кошелёк «предметы радости», подарки и другое необходимое в любом количестве. Узнали себя? Казалось бы, какая экономия времени и физических ресурсов! Но в этой фразе слово «казалось бы» - ключевое. И подводный камень в этом процессе приобретения — большой риск стать обладателем фальшивки — поддельного товара, замаскированного под известный бренд. Как выяснилось, подобной маскировкой занимается большая часть поставщиков на известные всем виртуальные торговые площадки. Буквально неделю назад я едва не стала жертвой подобного мошенничества. И по «горячим следам» провела собственное расследование.

Кот в мешке

Как водится, начало года — время праздников и подарков. А впереди ещё «мужской» день защитников Отечества, женский весенний и много других. Например, дни рождения. По случаю такого дня у близкого родственника все желающие поучаствовать в покупке достойного подарка сдали мне деньги. Мне доверили выбрать и купить качественную, добротную кожаную обувь. Сумма собралась солидная, и я буквально в течение получаса через известный крупный маркетплейс заказала очень дорогие ботинки известного итальянского производителя. Перед покупкой, конечно же, изучила опубликованную магазином информацию о товаре. Обратила также внимание на отдельную зелёную галочку: продавец гарантировал, что товар оригинальный. Деньги за покупку списали. И вечером следующего дня после работы я получила заветную коробку с ботинками. Бегло осмотрела и даже примерила. На первый взгляд подозрений ничего не вызвало. Уже будучи дома, отчиталась всем, кто был в доле, что подарок готов к вручению. Перед отходом ко сну решила ещё раз уточнить информацию о покупке, волнуясь, не ошиблась ли я с полнотой ноги. Этот параметр на самом деле очень важный. Опять зашла на сайт торгового холдинга и оторопела. Под абсолютно тем же товаром стояла уже другая цена — в два раза (!!!) ниже. Сон как рукой сняло.

- Обманули, - пронеслось в голове. - Но в чём подвох?

Я пристрастно и тщательно рассмотрела приобретённую пару обуви и поняла, что купила кота в мешке. Сложилось впечатление, что её наскоро изготовили прямо в день моего заказа и точно не в Италии. Тогда я решила проштудировать весь каталог обуви итальянского бренда, к которому якобы относилась наша покупка. На это потратила больше получаса, и ответ был найден. Той модели ботинок, которую мы приобрели, в каталоге не было и в помине. Более того, «прочесывая» сайты других маркетплейсов, я нашла несколько вариантов аналогичной обуви «один в один». В одном варианте они были произведены в Германии, а в другом — в Белоруссии. По цене тоже отличались. Но объединяло их одно: магазины везде отмечали, что товар оригинальный, то есть не подделка. Сложилось впечатление, что обман был явлением системным. И, судя по статистике, им занималось большинство магазинов, выставляющих товар на крупных торговых виртуальных площадках. Любопытства ради я обратилась в чат поддержки покупателя с просьбой разъяснить происходящее.

«Тесты и гипотезы»

Ответы на свои вопросы я получила. Одни вызвали недоумение и смех, другие - подозрение, что покупателя держат за дурака.

«Все дело в том, что на площадке есть разные продавцы, которые покупают одинаковый товар по разной цене и продают его с разной наценкой».

«Иногда маркетплейс повторно заводит в свою базу карточку товара, которая уже есть в системе. Для того чтобы выбрать товар по более низко цене, можно поставить фильтр по возрастанию цены».

«Иногда маркетплейс продаёт товары, уцененные по более низкой стоимости, но уценка обычно указывается в описании самого товара».

«Метка «Оригинальный товар» означает, что продавец подтвердил право на продажу товаров конкретного бренда или товар был закуплен у официальных поставщиков.

Чтобы получить метку, продавец предоставляет документы на товар. Специалисты проверяют их. Если после покупки товара с меткой вы сомневаетесь в его оригинальности, напишите в чат. (Стало быть, прецеденты были - авт.)

При выборе товаров обращайте внимание:

- на цену товара — она не должна быть намного ниже рыночной;

- на отзывы — частые негативные оценки могут означать подделку». (А не честнее ли убрать информацию, что товар оригинальный? — Авт.).

«Сервис меняет стоимость товара в зависимости от статуса покупателя. Так, товар по премиум-подписке стоит на 10% дешевле, чем для незарегистрированного пользователя».

«Цены могут варьироваться в зависимости от типа аккаунта. В некоторых случаях мы делаем скидку, а наличие подписки роли не играет».

«Маркетплейс постоянно проводит разные тесты и проверяет гипотезы».

Последняя фраза о проведении «тестов и гипотез» меня добила. А впрочем, если торговцы высчитывают процент доверчивых простофиль среди покупателей, то тогда подобные манипуляции объяснимы.

На следующий день мне повезло больше. Я смогла сдать покупку, вернуть деньги и разговорить сотрудника пункта выдачи заказов (ПВЗ).

«Покупатели — ещё те махинаторы»

Сославшись на то, что не подошёл размер, я без проблем сдала подделку. Потом, изобразив из себя простушку, выразила удивление: «Вот времена настали: цена на товар за один день падает в два раза! Неслыханно дело!» Сотрудник ПВЗ Александр вскинул брови: «А что здесь странного? Обычное дело. Люди покупают вещь, а когда выясняют, что цена на неё уменьшилась, сдают обратно. И потом заказывают её же по сниженной стоимости. Так все делают. Только вещь должна быть в идеальном состоянии. Мы проверяем всё, что нам сдают, под камерами. Народ ведь ушлый пошёл. Девушки, например, платья покупают дорогие, сходят на вечеринку в нём, а на следующий день сдают обратно. Ведь по закону можно вернуть товар в течение 14 дней после покупки. Бесплатная аренда получается. Если товар в приличном виде, мы, конечно, примем, а если с пятном, дефектом и т.п. — назад вернём». Тут уже брови вскинула я: «А что, так можно делать?!» Александр иронично и устало улыбнулся: «У нас здесь и покруче дела творятся. Покупатели подменивают товар, подкладывают похожий некачественный, а новый забирают себе. На какие только ухищрения не пускаются! Наберут брендовой одежды на десятки тысяч, пойдут мерить, а потом якобы выясняют, что у них с телефоном проблема. Оплатить не получается. Говорят, через час придут забирать покупки, - только телефон подзарядят. Возвращают коробки-пакеты и быстренько убегают. Открываешь, а там — старое барахло. Но камера-то всё пишет, и лица этих махинаторов у нас в базе остаются. Мы потом эти физиономии стараемся по максимуму пересылать во все наши пункты выдачи».

По моей просьбе Александр дал ценные советы всем покупателям:

- Я работаю в пунктах выдачи уже более трёх лет. Повидал многое. Поэтому перед тем, как что-то заказывать, внимательно изучите товар. Узнайте его стоимость на альтернативных торговых площадках, внимательно прочтите отзывы. Зайдите в фирменный магазин, потрогайте, оцените качество похожего товара. Не смотрите на бренды, подделки сейчас везде. Сейчас настоящую фирменную вещь именно на маркетплейсах найти очень сложно. Особенно это касается обуви. Причина — в её высокой цене. А она зависит в большей степени от сложности её доставки в Россию. Продавцы из Европы используют серые схемы завоза окольными путями. В итоге цена товара достигает космических высот. Вы же понимаете, что популярными виртуальными торговыми площадками пользуется основная масса людей с низким и средним достатком. Они дорогое не покупают. Богатые же подобными покупками не занимаются. Они, как правило, посещают бутики и фирменные магазины. Обеспеченный человек покупает себе вещь, не глядя на ценник. Понравилась — берёт. Такую роскошь большая часть нашего населения себе позволить не может. Вот для нее и существуют маркетплейсы.

- Когда приняли решение о покупке и пришли за ней, обращайте внимание только на качество и удобство. И вам, возможно, с действительно добротным товаром повезет. Надписи, этикетки давно уже ничего не значат, - поясняет Александр. - А что касается "фирма веников не вяжет"... Я сам лет семь назад купил фирменные настоящие кроссовки. Носил их 5 лет, практически не снимая, пока верх не растрепался. Потом купил точно такие же, этой же фирмы. Но по исполнению, эксплуатации они оказались много хуже. Материалы сегодня бренды стали применять совсем другие, современные, а качество явно упало. Я в этих вопросах знаю толк.

Как в старые добрые времена

Как вы уже поняли, в наш стремительный век купить по адекватной цене действительно качественную вещь, которая будет служить долго, - дело непростое. Ибо на её поиск и идентификацию придётся потратить время. Возвращаясь к моей истории, в итоге выход был найден. Подарок порадовал именинника. Благо время в запасе ещё было. Я узнала адреса официальных магазинов, где продают "настоящую" обувь. Приехала в один из них, посмотрела своими глазами, пощупала своими руками то, что приглянулось.

- На самом деле у нас всегда здесь народ толпится. По возрасту преобладают покупатели за 50, но есть и посетители от 30 до 40 лет, - поделилась впечатлениями продавец-консультант по имени Виктория. - Практичные люди не торопятся покупать дорогие вещи, пока лично не примерят. И это правильный подход. К нам тут одна пожилая пара регулярно за покупками приходит. Я даже помню, как обоих зовут: Павел Стальевич и Ирина Родионовна. Очень запоминающиеся имена. Так вот, Ирина Родионовна как-то рассказала, что у них с мужем традиция ещё с советских времён с момента женитьбы ходить за покупками в магазин только вместе. Никаких маркетплейсов они не признают. Всегда тщательно выбирают, примеряют, проверяют, с нами общаются.

Потом Виктория качественно проконсультировала меня, как отличить оригинал от подделки. Очень важно обращать внимание на швы, штампы, молнии, фурнитуру и другие признаки качества и фирменного стиля. Продавец рассказала мне об акциях и скидках. В итоге я забронировала по одному из адресов нужный размер, который оставался в этом магазине в единственном экземпляре, и поэтому цену на него снизили. В тот же день выкупила подарок.

Вы скажете, стоят ли выяснение истины, поиск оригинала таких временных затрат?! Я считаю, стоит! По крайней мере, теперь меня «на мякине не проведёт» ни один маркетплейс. Предназначение мошенников (среди которых, что самое скверное, время от времени попадаются и весьма солидные магазины, продающие известные бренды) — истребить на земле доверчивость. И от всего этого становится грустно. На ум приходит выражение А.С. Пушкина «Всяк суетится, лжёт за двух, И всюду меркантильный дух. Тоска!»