Специалисты рекомендуют внимательно изучить предложения на рынке труда, перед тем как требовать повышения по зарплате.

Около 81% работодателей говорят, что соискатели на вакансии часто требуют слишком много денег, сообщается в исследовании международной рекрутинговой компании Hays в России. Согласно опросу, более 69% респондентов в прошлом году ждали увеличения своего дохода в 2018 году, однако их ожидания не оправдались.

Сегодня многие компании не готовы идти на необоснованное увеличение зарплат без привязки к производительности труда. Если раньше работодатели пересматривали зарплаты сотрудников в начале или в конце года, то сейчас это бывает редко. На повышение зарплат могут рассчитывать либо отдельные категории сотрудников, либо самые результативные из них. Поэтому перед тем, как обсуждать финансовые вопросы с работодателем, следует учитывать свои возможности по достижению определенных показателей.

«У работодателей есть разные подходы к оплате труда сотрудников. Иногда работодатель платит бОльшую зарплату новым сотрудникам, чем тем, кто долго работает. Поэтому перед тем, как просить прибавку, оцените ситуацию на рынке труда, а также то, насколько хорошо вы работаете. Может, вы на самом деле работаете долго, но при этом абы как и еле-еле. Может, вам и не за что повышать зарплату. Нужно оценить, насколько вы выполняете или перевыполняете план. В зависимости от этого можно думать о повышении в зарплате или нет», — говорит руководитель направления исследований заработных плат, компенсаций и льгот Headhunter Наталья Данина.

Эксперты рынка труда советуют изучить похожие вакансии и уровни зарплат, чтобы понять, какой уровень дохода имеют сотрудники на аналогичных позициях в других компаниях.

«Оценить, не завышенные ли у вас требования, можно только единственным способом — узнать, сколько получают люди с такими же характеристиками, как вы, на таких же рабочих местах в других организациях. Но поскольку данные об этом нормальный человек собрать не может, то единственный выход — это спросить об этом у друзей и знакомых, где сколько кто получает. Источником возможной информации могут быть и сайты по трудоустройству. Но в этом случае вы не будете знать точные характеристики организации и вам будет трудно сравнить себя с ними. Перед тем, как требовать повышения зарплаты, нужно представлять, какие сильные позиции есть у вас, а не шантажировать своим уходом начальство. Такой подход на самом деле — игра со многими неизвестными», — говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.

Работники в первую очередь должны учитывать, что их зарплатные ожидания во многом будут зависеть от степени их профессиональной подготовки и от ситуации, сложившейся на рынке труда. При решении вопроса о желаемом заработке нужно отталкиваться от зарплат, которые получают сотрудники на аналогичных должностях.

«Самый правильный ответ на вопрос «Сколько я стою?» — это «Сколько ты сейчас получаешь — столько ты сейчас и стоишь. Свои ожидания по заработной плате нужно сравнивать с существующими зарплатами. В ситуации, когда у вас заболит зуб, вы можете прикладывать сало, спросить советы у друзей, еще чего-нибудь поделать, но самым правильным вариантом будет пойти к доктору. Так и здесь — чтобы понять, насколько адекватны ваши зарплатные ожидания или текущая заработная плата, нужно пойти на рынок труда. Нужно или непосредственно разместить свое резюме на сайте, указать свои зарплатные ожидания и посмотреть, сколько на него будут откликаться работодателей и приглашать вас пройти собеседование, либо самому провести мониторинг рынка. В поисковой строке вакансий нужно вбить вашу позицию и посмотреть, сколько предлагают другие работодатели и сравнить все со своими зарплатными ожиданиями», — говорит Данина.

В последнем варианте размер зарплаты не всегда будет соответствовать реальным суммам, поскольку многие агентства, чтобы привлечь соискателей, часто преувеличивают сумму предлагаемого оклада. Поэтому, проводя мониторинг, следует больше ориентироваться не столько на название должности и размер зарплаты, сколько на круг обязанностей.