Погода в качестве темы для мимолетной беседы уступила место ценам: граждане только и обсуждают, что и на сколько подорожало в магазинах. Цены на рыночных кур скакнули на треть, красная икра — лучше не думать, менее «люксовые» товары дорожают такими же темпами. О механизмах ценообразования мы поговорили с известным предпринимателем Дмитрием Потапенко.

Закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20% вступает в силу 1 января 2019 года. Некоторые продукты уже закономерно подорожали из-за сезонного фактора, поскольку кончаются запасы урожая. Однако заметно увеличилась стоимость многих других категорий товаров: как следует из данных Росстата, за последние несколько месяцев подорожали практически все товары из потребкорзины. Это спекуляции торговцев на ожидании повышения цен из-за НДС или вынужденная необходимость для поддержания прибыли?

«Розница не занимается продажей товара, - говорит Дмитрий Потапенко. - Ритейл - это многофакторная менеджерская услуга. Мы же не утверждаем, что магазины торгуют светом, чистотой на полу, холодом на прилавках и так далее. Соответственно, купленный товар может оказаться не самым значимым расходом в вашем кармане как покупателя.

При этом ритейл зарабатывает в процентном отношении не так уж много: например, у известной ритейл-компании, которая принадлежит государству, прибыль составляет 5% - это самый лучший показатель среди сетей. К слову, в СССР была установленная прибыль в 5% при том, что все издержки несло государство.

Следовательно, цены ритейл не формирует. Они повышаются из-за совокупности факторов, начиная от повышения пенсионного возраста и заканчивая индексацией тарифов на коммунальные услуги, ростом кадастровой стоимости зданий и даже блокировкой банковских карт. Все это так или иначе включаются в стоимость товара. Словом, за все новшества, внедренные государством платит потребитель. Повышение НДС — лишь одно из них.

Кстати, если считать в пропорциональном соотношении, вырастет налог на 11%: именно столько составляет 2% увеличенной ставки от действующих 18%. При этом мы увидим разный рост цен на разные товары (например, в гипермаркете в среднем их 50 тыс наименований).

Это будет зависеть от издержек в товаропроводящей цепочке. Она представляет собой круг как минимум из восьми звеньев: производство, переработка, упаковка, транспортная логистика, комплектовочная логистика, складская логистика, ритейл и утилизация. В этом круге некоторые элементы могут возникать несколько раз. На каждом из этапов повышение НДС добавит издержек.

Едва ли можно говорить о спекуляциях на всеобщем ожидании ужесточения налоговой нагрузки: цены на товары не растут на новостях, их же не на бирже продают. Все регулируется балансом спроса и предложения. Товара нет - ценник растет, есть переизбыток товара — ценник падает».

Инна Деготькова