Минфин затеял новую административную реформу.
Минфин надумал сокращать чиновников. И не простых. Аристократию бюрократии в лице госуправленцев, относящихся к центральному аппарату. В России понятие «бюрократ» является глубоко ругательным, а вот в Турции, к примеру, так называют всех чиновников. Называют с уважением, между прочим, ибо противопоставляют военным, у которых удалось отнять власть. Но в Турции мы бываем в лучшем случае раз в год, а живем в России. Поэтому любая реформа, которая затевается, значительно сократит армию чиновников изначально и, бесспорно, обречена на успех. Народ тут же встает в позицию «всецело одобрямс».
Умно и крайне неожиданно от ведомства, которое славится своими глубоко непопулярными решениями, начиная от повышения акцизов и заканчивая урезанием расходов. Причем Минфин не только задумал реформу, но и продвигает ее со скоростью взбесившегося локомотива. На днях ведомство опубликовало проект правительственного постановления, где лаконично описало, как намерено прореживать стройные ряды чиновников. Собственно, даже не как, а в какие сроки и что требуется от руководителей органов власти при купировании собственного хвоста. Причем не в косметических, а во вполне меркантильных целях экономии государственного бюджета.
В планах ведомства - в течение трех лет сократить бюрократов на 20% в три этапа. К 1 апреля 2011 года аппарат федеральных чиновников должен сократиться на 5%, к 1 апреля 2012-го - на 10%, а 2013-го - на 20%. Как считают в Минфине, операция «дебюрократизация» сэкономит казне 30 млрд. рублей в год. По другим расчетам, выгода для бюджета окажется куда более скромной - 43 млрд. рублей за три года. Но даже если верить в лучшее, то выхлоп окажется крайне незначительным - десятые доли процента от общей суммы бюджета. Стоит ли овчинка выделки?
ВИДИМОСТЬ ЭКОНОМИИ
Для начала хотелось бы уточнить один момент. Почему-то с легкой журналистской руки население подумало, что чиновников будут сокращать на всех уровнях. На самом деле это не совсем так. «Под нож» попадут только федералы, которые составляют чуть меньше половины армии чиновников. Впрочем, как полагает доцент кафедры теории и практики государственного управления Высшей школы экономики Павел Кудюкин, и региональные руководители могут принять директиву из центра близко к сердцу и присоединиться к всеобщему движению.
На данный момент количество бойцов невидимого для народа фронта действительно напоминает армию. На этой ниве трудятся почти 1,7 млн. человек, то есть почти столько же, сколько в советские времена. При том, что тогда обслуживать приходилось почти на 70 млн. человек населения больше. Любопытно, что в ходе всех и всяческих этапов административной реформы, затеянной в 1999 году и призванной сократить бюрократический аппарат, госуправленцы, наоборот, расплодились. С 2000 года их стало больше аж на 50%. Идеальное подтверждение закона Паркинсона (количество чиновников растет, даже если потребность в них уменьшается). Бюрократия - структура, основанная на размножении делением. Стоит отрезать часть, и из нее вырастает десяток новых. Поэтому к чиновничьему аппарату так и хочется применить принцип «не тронь, оно и не ...».
Но решили тронуть. Причем стричь намерены под одну гребенку. Много или мало чиновников, но вынь да положь 20% сокращение, при том, что в зависимости от региона количество госаппаратчиков сильно варьируется. Например, по данным Росстата, амплитуда достаточно широкая. Так, в среднем по стране на 10 тысяч человек приходится 118 чиновников. Но средний показатель, простите за тавтологию, еще не показатель. Например, на Камчатке 10 тысяч человек населения обслуживают более пяти сотен чиновников, а в Дагестане - всего 82. Так сложилось, что чем обширнее территория и меньше плотность населения, тем больше требуется чиновников. Как понять, где и сколько лишних людей?
- Нелепо ставить вопрос о сокращении госслужащих, да еще и на круглую цифру, не проанализировав, чем и с какой эффективностью они занимаются, - полагает Кудюкин.
Тем более, как считает эксперт, органы госуправления отделаются малой кровью. По его словам, количество вакантных мест доходит до 15%. Плюс под акцию могут попасть люди пенсионного возраста, особенно учитывая инициативу по снижению возраста для работы на государственной службе.
- Это был бы самый рациональный вариант, - говорит Кудюкин. - Он позволит сэкономить много денег, которые потребовались бы на компенсации, неизбежные при сокращении.
В любом случае, уверен он, нужно все просчитать, проведя исследование функций каждого конкретного ведомства. Процесс этот длительный, не сомневается эксперт, займет года 1,5 - 2. Но только после этого можно будет делать выводы о необходимости изменения численности. Может, для усиления эффективности, наоборот, добавить «штыки» необходимо.
- Минфин подходит к вопросу с сугубо бухгалтерской точки зрения: давайте экономить бюджетные деньги. А повысит ли это эффективность работы чиновников? Может быть, как раз для последнего необходимо увеличить аппарат. Иначе сэкономим копейки, а потеряем намного больше, - размышляет доцент Высшей школы экономики.
На самом деле эффективность работы чиновников определить сложно. Хотя есть и совершенно бытовые приметы. Скажем, вы приходите в некую госконтору и видите огромную очередь. Выводы могут быть разные: работают неэффективно или реально не хватает рук. Поэтому формальный подход, предложенный Минфином, выглядит действительно не слишком продуманным. Не вырастут ли очереди к кабинетам после акции, предложенной финансовым ведомством?
ЛЮДЕЙ РЕАЛЬНО НЕ ХВАТАЕТ?
- По большому счету сокращать чиновников не нужно. Их у нас и так мало. По собственному опыту работы руководителем структурных подразделений ведомств знаю, что людей реально не хватало, - делится с «КП» парадоксальной мыслью директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Не верите? Тогда сравните, сколько приходится чиновников на 1000 человек населения у нас и в развитых странах. Процентов на 30 меньше.
Справедливое утверждение, которое подтверждает исследование Всемирного банка, проанализировавшего, сколько в процентном отношении составляют представители госаппарата к общему количеству жителей страны. Так вот, у нас один из самых низких показателей, который на порядок отличается от некоторых развитых стран. К примеру, Швеции, США.
- Другое дело, почему складывается впечатление, что чиновников у нас много, - отмечает Николаев. - Потому что аппарат у нас неэффективный и подвержен коррупции. Поэтому автоматически возникает желание сократить и извести. Сокращение - более эффектная акция, чем мероприятия по усилению эффективности. Поэтому и сокращаем, вместо того чтобы до каждого чиновника довести систему, когда оплата труда зависит от результата. Но это дело муторное.
В конечном итоге очередная реформа может привести к совершенно неожиданным результатам.
- Как я уже упоминал, сократят вакансии и людей пенсионного возраста, зато всем остальным поднимут зарплаты, - предположил доцент Высшей школы экономики.
Вполне возможно. Ведь по проекту Минфина предлагается 50% сэкономленных денег вернуть в распоряжение органа власти для стимулирования оставшихся работников. Думаете, взятки станут брать меньше?
Источник - Spb.kp.ru - Анна КАЛЕДИНА
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Экономика и финансы
- →
- Общество
- →
- Каждый пятый чиновник в России - лишний?
Общество
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат