Это ещё одна интересная фишка Поднебесной. Китай - жутко коррумпированная страна, но с началом кризиса ТВ, радио, газеты забиты рекламой: «Быть взяточником СЕЙЧАС неудобно». В результате берут, как и раньше, но средний размер взятки снизился (в России, по данным веб-сайта Transparency International, напротив, вырос в два раза). «Кризис обязывает к скромности» - свежий партийный лозунг, и чиновники больше не понтуются публично дорогими часами и костюмами. Образцом «антикризисного товарища» стал одетый в дешёвый пиджак секретарь горкома в Чунцине Бо Силай: он ведёт аскетичную жизнь и неустанно борется с коррупцией - китайцы посвящают ему стихи в Интернете. И это ещё раз доказывает - в Китае особый кризис. Совсем другой, нежели у нас.

...Последний раз я был в Гуанчжоу год назад. Удивительно: цены остались прежними, кое-где даже снизились: пожалуй, главное отличие от нашего бизнеса, мечтающего о лишних нулях на ценниках. Курс доллара тоже не изменился ни на копейку. Открываются новые фабрики, шопинг-центры. Китай едва ли не единственная страна в мире, которая в разгар кризиса не только умудрилась сохранить рост экономики (8% - у нас и в лучшие времена было меньше), но и... заработать на этом денег! В России же, несмотря на то что цены на нефть больше 80 долл. за баррель, радостей в экономике пока не предвидится. Каким же образом китайцам удалось нас обойти?

- Нам на Западе не верят - мол, эти коммунисты любые цифры сами себе нарисуют, - смеётся функционер из горкома Гуанчжоу. - Отчасти это правда, можно слегка преувеличить успехи. Но чистой фантазией в Китае никто не занимается. Почему экономика растёт? Мы не сидим сложа руки, думая: когда ж этот долбаный кризис закончится, а ищем новые рынки сбыта. Партия соображает - чем больше безработных, тем опаснее для власти. Главное, чтобы люди не болтались без дела - и не будет революций.

Когда я был в Ираке и Сирии, то поразился, сколько в этих странах, традиционно закупавших наши «Лады» и «Волги», стало китайских автомобилей типа Great Wall. Буквально на каждом шагу. Когда я спросил, почему их покупают, ответ был один - качество у них далеко от совершенства, но у ваших машин - такое же, а тут хотя бы дешевле. Стоило грянуть кризису, и весь Ближний Восток да в придачу ещё и Африка пересели на китайские авто.

- Я в шоке, - удивляется чиновник из Гуанчжоу. - Автопром в России стонет, что он при смерти. Но почему ж ему не пробиваться на те рынки сбыта, где «Лады» уже известны? Не спорю, наши машины плохие. Но мы отдаём их по дешёвке, главное - «подсадить» страну на своё производство - детали они будут покупать в Китае. Стоит любому бренду уйти с рынка - и мы тут же занимаем место, бизнес - это война. Кризис помог: скоро дороги, машины и магазины в мире - всё будет китайское...

«Надо использовать слабость Запада»

...Китай штампует пачками не только свои автомобили. В целях борьбы с кризисом ударными темпами строят дороги для скоростных поездов Пекин - Шанхай, Гонконг - Пекин и так далее, это даёт работу для 10 миллионов человек. Первый поезд пойдёт уже в конце этого (!) года - у нас же чуть не сто лет запускали «Сапсан» от Санкт-Петербурга до Москвы... А ведь реально скольким людям можно было бы обеспечить занятость, если наладить движение скоростных поездов в России! Кроме того, конструкторы в Пекине разработали первые китайские пассажирские самолёты: их ещё строят, но заказы так и сыплются из Азии и Африки, чьи пилоты десятилетиями летают на наших «тушках». Причина одна - дёшево.

- В Поднебесной очень популярна матерная шутка, - ухмыляется торговец электроникой из Чжухая Цзю Линь. - Вопрос: «Почему в Китае самые высокие темпы рождаемости и мы лучше всех в экономике справляемся с кризисом?» Ответ: «Потому что в обеих сферах у нас отсутствуют педерасты». Кризис - это же просто дар Божий! Китайцы пахали как волы на весь мир, не думая... если мы пять лет поработаем на себя, то проснёмся великой державой. Запад ослабел, и это нужно использовать.

Впрочем, не всё в Китае так радужно. Наряду с успехами антикризисные меры дали и негативный эффект. Например, бизнесмены в Гуанчжоу жаловались в приватном разговоре: исполнительные китайцы с началом кризиса... стали работать куда хуже. «Недавно мой инженер ушёл с фабрики днём, вернулся под мухой - был в караоке-баре, - сокрушается Радж Сурабайя, топ-менеджер „кроссовочного“ бренда. - Раньше я такое не представил бы даже в бреду. А теперь... никто не боится потерять работу - правительство гарантировало, что всех трудоустроит. Надеюсь, это ненадолго». Бум недвижимости в Китае продолжается, но целые районы элитного жилья Гуанчжоу не светятся ни единым окном - их не покупают, и строители начали разоряться. Получить кредит стало легче лёгкого (раньше надо было собрать кучу бумаг и справок): и лишь раздав тьму денег, китайские банки забеспокоились, а когда народ будет их отдавать?

...Однако при всех ошибках Китай делает многое правильно. Давит на совесть взяточников, ищет новые рынки сбыта и главное - использует кризис, чтобы развивать свою страну. Эффект превосходит ожидания. По прогнозам экономистов Запада, в 2011 году китайская экономика сравняется с американской, а в 2014-м перегонит Евросоюз. А ведь Китай - не где-то на Марсе, а у нас под боком. Для чего сидеть и ждать, пока нефть снова подорожает? Наверное, и нам лучше вкладывать деньги из Стабфонда в дороги, аэропорты, скоростные поезда - то, что сделает Россию богаче. Но пока пример Китая для нас, увы, незаразителен...

«Клонируй конкурента». Почему китайцы не изобретают новое, а лишь «сдирают» чужое, делая на клонах автомобилей, электроники и оружия миллиарды долларов? Читайте специальный репортаж в ближайших номерах «АиФ».

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ - Георгий Зотов