Из-за финансовых проблем российский бизнес готов забыть о накопленном за последнее десятилетие опыте цивилизованной деловой этики. К таким выводам пришла компания "Комкон", опросив 1300 респондентов в городах-миллионниках. Кризис становится универсальным экспресс-объяснением, когда компания не желает расплачиваться со своими партнерами или сотрудниками. Эксперты уверяют, что деловая этика в России хромала и до нынешних неурядиц, просто в трудные времена пренебрежение к обязательствам проявилось в полном объеме. Аналитики не исключают, что бизнес может вернуться к некоторым реалиям лихих 1990-х.

По данным опроса "Комкон" (проводился в марте в рамках ежемесячного проекта "Мониторинг экономического кризиса"), кризис существенно испортил деловой климат в России. Проблемы возникли как в отношениях с партнерами (67% опрошенных столкнулись с задержкой платежей по контрактам), так и с собственными сотрудниками (60% респондентов, потерявших работу в связи с кризисом, признались, что их понуждали увольняться по собственному желанию). В марте с задержкой зарплаты столкнулись треть респондентов.

Гендиректор "Комкона" Елена Конева считает, что несколько месяцев кризиса начинают сметать цивилизованные достижения, накопленные российским бизнесом с 1990-х годов. "Все чаще приходится слышать оборот бизнес-речи: не будем платить - кризис, - рассуждает она. - И это не просто неспособность погасить долги по обязательствам, это становится универсальным экспресс-объяснением. Известны истории, когда составляется список дебиторов, где ставится крестик на тех, кто "не даст отпора".

"Кризис становится неким моральным оправданием, чтобы не платить, - соглашается директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. - Многие крупные компании заинтересованы в выполнении обязательств в первую очередь перед своими акционерами и топ-менеджерами и только потом - перед партнерами и рядовыми сотрудниками". По мнению г-на Белковского, в России отсутствует институт деловой репутации в классическом понимании этого слова. "Репутация рассматривается как пиар-продукт, а не как следствие деятельности корпорации, - говорит он. - Считается, что если о тебе сделали 150 хороших публикаций, то у тебя суперрепутация, а что ты при этом делаешь - неважно".

Гендиректор и контролирующий собственник Valars Group (международный зерновой холдинг) Кирилл Подольский уверен, что и до кризиса деловая этика в России сильно хромала. Кодекс Gafta, по законам которого должен работать рынок зерна, для российского бизнеса всегда оставался неписаным. "Некая практика цивилизованных бизнес-отношений в России сложилась, но деловая этика как была ущербной, так и остается, - сетует он. - Кризис всего лишь сделал этот факт очевидным. На фоне, когда все друг другу не платят и суды в ужасе, так как не успевают обрабатывать взаимные претензии партнеров, проще всего уклоняться".

Гендиректор компании "Открытие-Недвижимость" Александр Вагин уверен, что деловой климат испорчен во многом по объективным причинам. "Это реалии сегодняшнего дня, - считает он. - Бизнес-монстры, которые до недавнего времени не знали, куда вложить средства, сейчас находятся в плачевном состоянии".

Эксперты не исключают, что с дальнейшим развитием кризиса в российский бизнес могут вернуться реалии лихих 1990-х. "Разумеется, это будет не в тех красках, но все негативные стороны российского капитализма - в первую очередь пренебрежение обязательствами - проявятся в полном объеме", - заявил Станислав Белковский.