В какой валюте должны получать заработную плату работники с гражданством республики Казахстан и другим гражданством, если они работают на предприятии Российской Федерации? Имеют ли они право получать денежные средства в подотчет?

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без граждан-ства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ).

Согласно ст. 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте РФ (в рублях) Выплата в иностранной валюте действующим трудовым законодательством не предусмотрена.

По мнению Федеральной службы по труду и занятости, изложенному в письме от 10.10.2006 N 1688-6-1, установление в трудовых договорах заработной платы в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте будет не в полной мере соответствовать трудовому законодательству и ущемлять права работников.

Следовательно, если иностранный гражданин работает на территории России по трудовому договору, то заработная плата ему должна выплачиваться в рублях, т.е. в валюте Российской Федерации.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Как следует из подп. 6 и 7 п. 1 ст. 1 Закона, иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством, являются нерезидентами, а юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, - резидентами.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 1 Закона отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты РФ на законных основаниях, а также использование ее в качестве средства платежа относятся к валютным операциям.

В связи с этим выдача российской организацией наличных денежных средств под отчет иностранному гражданину является валютной операцией.

Вопрос о том, могут ли российские организации выдавать под отчет иностранным работникам деньги наличными из кассы, является спорным, но арбитражная практика уже сформировалась в пользу законности такой операции.

Органы Росфиннадзора считают это нарушением, ссылаясь на п. 2 ст. 14 Закона, в соответствии с которым расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых определяется Центральным банком РФ. При выявлении таких случаев организации-работодатели привлекаются к административной ответственности за нарушение валютного законодательства РФ по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Однако с позицией органов Росфиннадзора не соглашаются суды.

В арбитражной практике рассматривалось много ситуаций, когда работнику-нерезиденту заработная плата выдавалась наличными деньгами. Наибольший интерес представляет спор, дошедший до Президиума ВАС РФ (Постановление от 18.03.2008 N 15693/07 по делу N А78-5027/2006-С2-28/245).

В данном деле общество оспаривало постановление территориального управления Росфиннадзора, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа за выдачу иностранным гражданам по расчетно-кассовым ордерам из кассы общества заработной платы в валюте РФ.

Президиум ВАС РФ признал недействительным постановление органа валютного надзора и указал, что выдача обществом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ хотя и признается валютной операцией, но она не является незаконной или запрещенной операцией, за которую наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

Таким образом, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В валютном законодательстве РФ не содержится запрет на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте РФ.

Исходя из ст. 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных этим Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством.

Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона валютные операции осуществляются без ограничений, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования.

Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте РФ в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ. Представляется, что аналогично должен решаться вопрос при выдаче иностранцу наличных денежных средств под отчет.

Д. Прокопьева, юрист