Туристическая отрасль, являющаяся одной из основ экономики Крыма, испытывает трудности. Число туристов, посетивших полуостров, за первые шесть месяцев 2014 года сократилось на треть по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Состояние отраслей промышленности также оставляет желать лучшего: часть предприятий не работает из-за переходного периода, часть не может поставлять продукцию из-за отсутствия сертификации.

За первые полгода Крым посетили 1772 тыс. человек, что на 29,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, передает слова заместителя министра курортов и туризма Крыма Ольги Буровой «Интерфакс». В первые шесть месяцев 2013 года полуостров принял 2515 тыс. туристов.

Чиновница отметила рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в 1,6 раза). Поток пассажиров, прибывших на полуостров поездом, напротив, снизился в 2,8 раза. Число отдохнувших в местах коллективного размещения за полгода составило 180 тыс. человек, что в 1,9 раза меньше уровня прошлого года. Туристов же по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года оказалось на 35% меньше — 1681 тыс. человек.

По мнению экспертов, проблемы в туристическом секторе были вполне ожидаемы. Спад числа людей, решивших посетить Крым, связан как с долей украинцев, которые не смогут в этом году посетить полуостров, так и с неразвитой инфраструктурой. В прошлые годы две трети туристов в Крыму были гражданами Украины, остальные — россиянами, сообщил «Газете.Ru» первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

«В этом году украинцы не едут, а подавляющее большинство россиян ранее попадало в Крым на своих машинах и на поезде. Сейчас же добраться таким путем крайне сложно, практически невозможно: отсутствует железнодорожное сообщение, мост через пролив», — говорит эксперт.

При этом в имеющихся условиях роста потока туристов через авиасообщение ждать не стоит.

Даже если бы цена авиабилета была сопоставима с расходами на поездку на машине, аэропорты Крыма все равно не в состоянии принять большое количество самолетов, считает Канторович

Имеющиеся мощности авиаперевозчиков уже используются на пределе. Как сообщили «Газете.Ru» в «Трансаэро», сейчас на маршруте Москва — Симферополь наблюдается 100-процентная загрузка, а в неделю осуществляется 14 рейсов. На рейсы «Добролета» ощущается ажиотаж: на текущих четырех рейсах в неделю заполняется порядка 98–99% мест, а билеты на июль уже раскуплены.

Крым без промышленности

Запрет поставок крымской продукции в страны Европы (а именно товаров Крыма без украинской маркировки) негативно отразится на экономике республики, так как удельный вес вывозимых в Евросоюз товаров на некоторых промышленных предприятиях превышал 35%, передает со ссылкой на министерство промышленной политики Крыма ИТАР-ТАСС.

«Производителям придется искать новые рынки сбыта продукции, а это займет определенное время, поэтому предприятия промышленности, относящиеся к сфере ответственности министерства, пострадают от введения запрета на импорт крымских товаров», — сообщил исполняющий обязанности министра промышленной политики Крыма Андрей Скрынник.

По статистике министерства экономического развития Республики Крым, за первый квартал 2014 года стоимостной объем экспорта в Европу был равен $5,9 млн, всего же удельный вес экспорта в страны ЕС составил 10,2%. Главными торговыми партнерами для Крыма на данном рынке оказались Германия (4,5%) и Венгрия (2,1%), совместная доля Австрии, Франции, Польши, Нидерландов и Литвы составила 3,6%. Основными экспортными торговыми позициями, поставлявшимися в Европу из Крыма, были продукция машиностроения, химической промышленности и сельского хозяйства.

Однако не все согласны с мнением Скрынника. Работник крупного химического предприятия полуострова, Перекопского бромного завода, рассказал «Газете.Ru» о текущей ситуации, вызванной вводом санкций в отношении полуострова. «Ситуация для нашего предприятия является несколько сложной, поскольку из-за санкций завод терпит небольшие убытки, — говорит сотрудник завода. – Однако запрет на поставку продукции в Европу точно не остановит работу завода, вряд ли он вызовет какие-то сильные потрясения».

Основная часть продукции предприятия идет в Россию: на нее и другие страны СНГ приходится порядка 80–85%, говорит источник «Газеты.Ru». В то же время доля поставок в ЕС у завода невелика, это оставшиеся 10–15%, которые приходятся на большое количество стран: Испанию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию, Германию, Норвегию и другие.

Ситуацию облегчает и тот факт, что, по информации источника, часть европейских покупателей готова принимать грузы даже в обход постановления.

В целом на крупных химических предприятиях Крыма запрет отразится слабо. Компании, которые ранее работали с европейскими покупателями, достаточно быстро смогут найти альтернативные рынки сбыта, будь то Россия или же страны Юго-Восточной Азии, заявлял ранее советник главы Республики Крым по экономическим вопросам Рустам Темиргалиев. У подконтрольного группе компаний Дмитрия Фирташа Group DF предприятия «Крымский титан», одного из крупнейших промышленных предприятий на полуострове, также не возникнет никаких проблем, отмечал советник. С этим согласен и собеседник «Газеты.Ru» на Перекопском бромном заводе.

Ранее по поводу малого влияния запрета европейского импорта из Крыма высказывались и другие чиновники. Ограничения на поставку товаров в ЕС не создадут крымским предприятиям существенных проблем, говорил «Газете.Ru» министр по делам Крыма Олег Савельев.

Такого же мнения придерживаются и в министерстве экономического развития Крыма. «В настоящее время в условиях введения запрета на импорт товаров в страны ЕС предприятия имеют возможность переориентировать поставку собственной продукции на внутреннее потребление, а также на рынки Ближнего Востока и Китая, Индии, Турции, Азербайджана и т.д., где продукция крымских производителей является востребованной», — говорится в официальном сообщении ведомства.

Доля европейских стран на крымском экспортном рынке действительно невелика. С другой стороны, пристальное внимание стоит обратить на стоимостный объем экспорта в Европу, который в апреле существенно сократился.

За первый месяц второго квартала этого года экспорт товаров из Крыма в страны Европы составил всего $72,7 тыс.

Учитывая, что, согласно статистике министерства, доля экспорта продукции химической промышленности среди всех поставок в Европу составляет менее 10% (то есть в апреле страны ЕС приобрели продукции на сумму около $7,5 тыс.), стоит говорить не о влиянии европейских санкций, а о проблемах крымских химических предприятий и предприятий промышленности в целом.

Одним из факторов, сказавшихся на снижении экспорта в целом, стала перерегистрация предприятий под российскую правовую систему, получение нужных документов, о чем ранее сообщала «Газета.Ru». В условиях переходного периода часть крымских промышленных предприятий просто не работает. В крымском «Стеклопластике», производящем лодки, катера и конструкции из полимерных композитных материалов, «Газете.Ru» сообщили, что на данный момент компания не экспортирует товар в Европу. По словам представителей предприятия, поставки осуществляются только на российский рынок.

В феодосийской судостроительной компании «Море», специализирующейся на выпуске скоростных кораблей, судов, прогулочных яхт, «Газете.Ru» ранее заявляли, что также не осуществляют сейчас каких-либо поставок в Европу. Впрочем, в связи с проблемами с регистрацией и недействительностью договоров, заключенных через Украину, в Россию поставки тоже не ведутся. Отметим, что оба предприятия — и «Стеклопластик», и «Море» — являлись одними из крупнейших в своей области на Украине.

«Большая часть предприятий до сих пор не прошли перерегистрацию в России и до сих пор юридически являются украинскими, — подытоживает сотрудник Перекопского бромного завода. — Юридически много компаний еще принадлежат Украине, в том числе и наше предприятие».