В ОАО «РЖД» решили «как следует» пересчитать стоимость строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань. И вот результат: стройка, которую планируют начать в будущем году, уже подорожала почти на полторы сотни миллиардов рублей. Иными словами, очередная инфраструктурная мегастройка с первых шагов двинулась по олимпийскому сочинскому сценарию.

В конце мая в Минтрансе завтракали инвесторы. Разумеется, пригласили их туда не для того, чтобы накормить. А чтобы обсудить возможности привлечении частных денег на финансирование грандиозной программы инфраструктурного строительства, затеянного правительством.

Тогда же транспортный министр Максим Соколов озвучил цену вопроса. По его словам, на эти цели из бюджета планируют потратить ни много ни мало 7,3 трлн. рублей до 2020 года. Еще около пяти триллионов власти хотят слупить с частников – за этим, собственно, и позвали.

Поговорили и о планах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения (ВСМ) – одной из главных и дорогостоящих амбиций российских властей. Накануне на совещании у президента по проектам РЖД президент монополии Якунин назвал ориентировочную стоимость строительства первого участка нашей ВСМ по маршруту Москва-Казань – 928 млрд. рублей.

Так вот, завтракавший тогда же вместе со всеми Герман Греф позволил себе предостеречь правительство от излишней спешки с реализацией ВСМ, к возведению которой планируют приступить уже в будущем году.

Глава Сбербанка (которому, очевидно, не удастся отсидеться в стороне от новой железнодорожной лихорадки) и не скрывал, что его тревожат вероятные ошибки при оценке стоимости. По его словам, мировой опыт свидетельствует, что финальная цена подобных проектов выше начальной оценки примерно на 20%. Исходя из этой логики, строительство ветки Москва – Казань при заявленной цене может подорожать примерно на 180 млрд. рублей, опасается Греф, от которого не укрылись «огромные расхождения по цифрам» в докладе Якунина о развитии ВСМ.

На прошлой неделе стало известно о том, что призыв руководителя Сбербанка не сгинул втуне. По информации РБК daily, Российские железные дороги пересчитали смету проекта, который на бумаге подорожал сразу на 140 млрд. руб., до 1,068 трлн. рублей.

Ну и где Герман Оскарович прячет свой хрустальный шар?

Новые оценки капзатрат, «более точные и проверенные», как выразился первый вице-президент РЖД Александр Мишарин, учитывают расходы на строительство вокзалов в Москве, Нижнем Новгороде и Казани (которое хотят отдать на откуп частникам), а также закупку поездов. Без них цена дороги, утверждает менеджер, выросла бы только на 5%, что соответствует мировой практике.

При этом, настаивает Мишарин, стоимость километра 770-километровой высокоскоростной трассы Москва-Казань также будет сопоставима с аналогичными проектами в других странах, где она укладывается в 32-35 млн евро.

Разумеется, каждый волен решать, принимать ему или нет подобные заявления и оценки большого железнодорожного начальника. Однако все, что мы до сих пор видели в области российской инфраструктурной стройки, однозначно говорит о том, что ни о какой «сопоставимости» издержек с другими странами не стоит даже и заикаться.

Самый яркий и животрепещущий тому пример – олимпийский Сочи. Выслушивая рассказы Мишарина о европейских дорогах, трудно не вспомнить историю печально известной 48-километровой трассы Адлер-Красная Поляна, в процессе строительства подорожавшей в 2,5 раза, до 266,4 млрд. рублей. Иными словами, километр этого золотого (можно без кавычек) пути обошелся налогоплательщикам почти в 200 млн долларов.

Примерно в той же пропорции выросла смета и самих сочинских игр – с 12 млрд. долл., озвученных президентом Путиным в Гватемале в 2007 году, до нынешних 51 миллиарда. То есть более чем вчетверо.

Взяв эти коэффициенты за основу, несложно посчитать, в каких пределах в действительности может подорожать проект прокладки первой российской ВСМ, если при освоении бюджетов российские железнодорожники возьмут олимпийский темп – до 2320-3900 млрд. рублей. В этом случае тревожить себя расчетами сроков окупаемости проекта, которые, вероятно, приблизятся к сотне лет, едва ли придется.

Впрочем, если события двинутся именно по этому – не такому уж невероятному – сценарию, то планы строительства скоростных железных дорог (о чем также говорил Греф) могут если не рухнуть, то сильно растянуться во времени. В конце концов, ВСМ – не олимпийская деревня, не построить которую к известному сроку – скандал и вселенский позор. Да и россияне, которые, как выясняется, жить не могут без нового дворца для занятий керлингом, при этом вроде как не против перемещаться по стране по старинке – со скоростью груженого товарняка.

Владимир Волков