Около 3 триллионов рублей ежегодно недополучает российский бюджет из-за «серого» импорта и экспорта. К таким выводам пришли сотрудники РАН и эксперты, изучавшие администрирование внешнеторговых грузопотоков по поручению координационного совета Комитета Госдумы по транспорту.
Федеральная таможенная служба с выводами исследователей категорически не согласна. Таможня работает прозрачно, эффективно и некоррумпированно, в полном соответствии с потребностями законопослушного бизнеса и государства, утверждают представители ведомства.
На сегодняшний день поступления от внешнеторговой экономической деятельности составляют примерно половину федерального бюджета. 60% этих поступлений — от экспорта, а экспортируем мы в основном сырье (в частности, нефть и газ), потому роль таможенных органов в администрировании экспортных платежей не настолько значительна. Другое дело — импорт. Бюджетные доходы от него в разы меньше, а вот «серые» схемы применяются гораздо чаще.
«Создавая множество проблем добросовестным участникам ВЭД (внешнеторговой экономической деятельности. — З.Б.), таможенная служба слабо защищает экономику России от нелегального экспорта и импорта. <…>
Особенно недовольны состоянием и уровнем таможенного администрирования представители малого и среднего бизнеса, которые наиболее беззащитны перед чиновничьим произволом. <…> Действия руководства ФТС России, направленные на создание исключительных условий для приближенных компаний, разрушают рынок и конкуренцию, вызывают конфликт интересов и затрудняют движение грузов», — говорится в выводах научно-исследовательской работы «Администрирование внешнеторговых грузопотоков», подготовленной коллективом Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики «Модернизация».
Чтобы было понятно: потери от применения «серых» схем, которые ученые оценили в 3 трлн рублей, — это примерно четверть доходов федерального бюджета.
— Приблизительно установить объем «серого» импорта-экспорта не так сложно, это может сделать любой человек, — объясняет президент ЭАЦ «Модернизация» и один из соавторов исследования Александр Чуев. — Все наши выводы основаны на данных 2011 года, по 2012-му пока не хватает исходных цифр. Как мы считали? Сравнивали официальные данные ООН и ВТО по ввозу и вывозу из России товаров и материалов различных групп с цифрами, которые публикует Федеральная таможенная служба. Разница по многим товарам очень значительная — это и есть объем «серого» импорта-экспорта. Наши цифры не на сто процентов точны, но представление о реальной ситуации дают.
Так, по данным исследователей, в 2008 году нелегальный импорт одежды составил 75,7%, оборудования — 43,5%. Нелегальный экспорт морепродуктов (это на основе сопоставления данных японской и российской таможни) — 72,7%, а особо ценного камчатского краба — 94,8%.
Впрочем, несмотря на вполне прозрачную систему оценки объемов нелегальных товаров, начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смеляков считает, что эксперты впустую потратили время: «Исследование носит претенциозный и субъективный характер. Оно основано только на тех данных, которые дает бизнес. И какой бизнес? Законопослушный бизнес наша работа устраивает. Недавно проводилась оценка того, как выполняется Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования». Проделанная нами работа была высоко оценена, мы сделали все, что могли. А то, что не сделали, — зависит не от нашего ведомства».
По мнению экспертов, столь высокая распространенность «серых» схем связана не только с жадностью или незаконопослушностью бизнеса, но и с тем, что никакого стимула провозить товар через границу легально у предпринимателей нет.
«Таможня в ряде случаев, без достаточных на то оснований, задерживает выпуск или вовсе не выпускает грузы и доводит до решения об их конфискации. При этом таможенные органы и их руководители не несут никакой материальной и персональной ответственности за необоснованные убытки, которые наносят участникам ВЭД и экономике страны в целом. <…> Многие предприятия-участники ВЭД для выживания в сложившихся условиях вынуждены уходить в нелегальные схемы, а транзитные грузы направлять в обход нашей территории. <…> Задержка транзитных грузов на этапе таможенного контроля достигает 7 суток — столько же, сколько груз идет от Владивостока до Бреста».
«Я не слышал о пробках на границе. У вас устаревшие данные. Сегодня всего 0,1 процента транзитных грузов подвергается таможенному досмотру. Это даже меньше, чем в США, — там проверяют 2%», — парирует официальный представитель ФТС Александр Смеляков.
Эксперты неоднократно указывают на то, что Россия крайне неэффективно использует свой транзитный потенциал, который, «по некоторым подсчетам, может составить около 850 миллиардов долларов США в год. Развитие транзитного потенциала — это один из основных элементов избавления страны от сырьевой зависимости». $850 млрд — это 27 трлн рублей (по сегодняшнему курсу), что более чем в два раза (!) превосходит запланированные доходы федерального бюджета на 2013 год.
Представляя свою работу, исследователи делают важную оговорку: все потери из-за нерационального администрирования ВЭД, фактические и потенциальные, это не только проблема таможенной службы. Необходимо совершенствовать законодательство.
«То, что они предлагают, приведет к полному хаосу и развалу мощного государственного органа», — считает господин Смеляков.
В конце апреля депутат-справедливоросс Сергей Миронов направил результаты исследования Владимиру Путину, который «отписал» их своему помощнику Эльвире Набиуллиной (до того, как было принято решение назначить ее главой Центробанка). Будут ли на основании доклада приняты какие-либо меры, пока неизвестно.
Зинаида Бурская