Президент предлагает Банку России взять на себя ответственность за развитие экономики

12.12.12 — день знаменательный. И благодаря магии календаря, и очередному посланию Путина, и очередному же решению ФРС США. Самое любопытное место в послании – призыв Путина учиться у ФРС. Что это значит?

Владимир Путин заявил: «Нам нужны «дешёвые» и «длинные» деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки».

Это ключевой набор задач, которые призваны решать правительство и ЦБ любой страны. Они их и решают.

12.12.12 ФРС США сохранила процентную ставку на рекордно низком уровне в 0-0,25% годовых; объявила о продолжении выкупа долгосрочных облигаций на сумму $45 млрд; сохранила объем выкупа ипотечных облигаций в рамках QEIII (количественного смягчения) в $40 млрд.

До сих пор все ожидаемо. А вот американская сенсация: ФРС установила пороги по безработице и инфляции, без достижения которых базовая ставка меняться не будет. Необходимо сокращение безработицы до отметки 6,5% и ниже, а инфляция должна быть не выше 2,5%, чтобы ставка была повышена.

Мировой регулятор, обнародовав пороговые значения (кстати, и уровень безработицы, и инфляция — показатели не только экономические, но и социальные), пошел на беспрецедентный шаг, бросив биржевым игрокам даже не кость, а шмат сала. Играть за или против доллара теперь будут, имея перед глазами цифры, за достижением которых следует смена курса денежной политики.

Первая реакция рынка – некоторое падение курса доллара. Но новация означает полную уверенность ФРС в самом механизме управления.

Американской экономике предсказывают неторопливое оживление, которое произойдет, если не случится падения с «фискального обрыва», то есть если демократы и республиканцы все-таки сумеют сторговаться по поводу мер сокращения бюджетного дефицита. Если не сумеют, — это уже не к ФРС, о чем специально предупредил Бернанке.

В России ситуация иная. С точки зрения макроэкономики и состояния госфинансов она выглядит много лучше и США с их множественными дефицитами, и ЕС, и Японии.

Но вот на уровне управления картина откровенно тревожная. Продолжим начатую цитату из Послания президента Путина: «Я прошу Правительство и Центробанк подумать над механизмами решения таких задач». Речь, напомню, идет о дешевых и длинных деньгах. Путин продолжает: «Знаю хорошо, что мне возразят и скажут некоторые эксперты, что обеспечение «длинных» денег — это не задача Центрального банка, что «длинные» деньги — это накопления граждан, предприятий, пенсионные деньги и так далее.

Да, всё это хорошо известно. Но также известно, что в ФРС Соединённых Штатов, в Евроцентробанке, в других некоторых центральных банках прямо в уставах записана обязанность этих структур думать о рабочих местах и обеспечении темпа роста экономики. Сейчас не призываю ничего пересматривать в нашем законодательстве, просто обращаю внимание на то, что все мы должны быть озабочены ключевыми вопросами развития страны».

Путин призывает ЦБ равняться на ФРС и ЕЦБ. Это уже российская сенсация. Ведь в том же послании он говорит и совсем другое: «Мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всём мире. Однако российская демократия — это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне». На суверенности российской демократии Путин все-таки настаивает, а вот тот факт, что суверенность в экономике в условиях ее глобализации — или миф, или чучхеизм, уже признает.

Суть предложения Путина в том, что Банк России должен взять на себя ответственность за развитие экономики. В Банке России громко или негромко, но точно будут возражать: если ЦБ будет отвечать за экономику, зачем тогда нужно правительство? Вопрос не праздный. Возвышение Центробанка объективно означает понижение правительства.

3 декабря на сайте МВФ появился доклад «Либерализация и управление потоками капиталов: институциональный подход». В преамбуле указывается, что, если в 1980-е годы отношение финансовых потоков (прямых и портфельных инвестиций и банковских займов) к мировому ВВП составляло 5%, то в 2007 году, то есть перед началом мирового кризиса, оно выросло до 20%. Стоит добавить, что за то же время отношение мировой торговли товарами и услугами к мировому ВВП поднялось с 23 до 33%, то есть прирост был гораздо меньшим.

Это иллюстрация к тому, что развитие мировой экономики диктует усиление роли финансового регулятора, которым ЦБ уже является и чем он станет в еще большей мере, когда, наконец, произойдет создание финансового мегарегулятора (он, как ожидается, врастет в ЦБ).

ЦБ, надо отдать ему должное, к росту ответственности никогда не стремился, скорее наоборот. Он с радостью и с пользой для экономики отказался от ответственности за курс рубля, выбрав таргетирование инфляции, но саму инфляцию он делит на поддающуюся мерам денежной политики и не поддающуюся, которая подчиняется естественным и прочим монополиям, а также Федеральной службе по тарифам. Значит, за всю инфляцию ЦБ не отвечает.

Как именно будет происходит метаморфоза ЦБ, предсказать трудно, многое будет зависеть от фигуры сменщика Сергея Игнатьева. Но реформы, судя по посланию, Центробанком не ограничиваются. Продолжаем все ту же цитату: «Наши национальные накопления должны работать в стране и на страну, однако пока средства Фонда национального благосостояния практически не вкладываются в развитие. Мы договорились — помню об этом хорошо и с этим согласен, — что после того, как Резервный фонд превысит 7 процентов ВВП, мы можем направлять половину доходов сверх этого уровня в российскую экономику, главным образом в инфраструктурные проекты. А вот теперь о возможных корректировках наших прежних договорённостей. По итогам текущего года Резервный фонд и Фонд национального благосостояния вместе составят уже около 9 процентов ВВП, а значит, определённая подушка безопасности у нас есть, сформирована. Поэтому уже с 2013 года после создания соответствующей управляющей структуры предлагаю часть средств Фонда национального благосостояния — для начала это может быть сумма до 100 миллиардов рублей, некоторые считают, что не менее 100 миллиардов рублей, — нужно вкладывать уже в российские ценные бумаги. Они должны быть связаны с реализацией инфраструктурных проектов. Обращаю на это особое внимание — важно, чтобы они были окупаемыми и давали устойчивый гарантированный доход, а не требовали постоянной подпитки из ФНБ или из федерального бюджета».

Широко известна острая дискуссия по поводу бюджетного правила, которая велась Минфином, защищавшим неприкосновенность этого правила, и Минэкономразвития, которое предлагало его сразу же подкорректировать и не дожидаться, пока Резервный фонд дорастет до 7% ВВП. После чего половину доходов бюджета от превышения фактической цены на нефть от заложенной в бюджет, которая, в свою очередь, является средней за определенный период времени, можно тратить на инфраструктурные объекты. Путин бюджетное правило в минфиновской редакции поддерживал. Теперь не поддерживает.

Правила меняются по ходу игры. Президент решил, что нефтедоходы пора пустить на объекты внутри страны уже в 2013 году (сейчас в Резервном фонде не 7, а всего 3% ВВП).

Если нефть-кормилица не подкачает, доходы от нее уже в будущем году станут выполнять роль ФРС, то есть именно из них будут черпаться «длинные и дешевые деньги». В скобках замечу: о судьбе накопительных пенсий президент не сказал ничего, хотя уделил много внимания демографической ситуации, которая кричит о том, что без них не решить проблем даже Пенсионного фонда, не говоря уже о длинных деньгах, об уровне жизни будущих пенсионеров.

Вернемся к сравнению с ФРС. В России, перенимая американский опыт, предстоит создать новый центр экономической власти, у которого, как у сказочного дракона, будет три головы: ЦБ, финансовый мегарегулятор и управляющая структура резервных нефтяных фондов. И, хотя ясно, что голова ЦБ — главная, голова мегарегулятора будет на той же шее, как будут складываться отношения в трехголовье, сегодня не скажет никто. Зато очевидно, что правительство безропотно на второй план не отойдет.

Одно можно сказать наверняка: самые неуправляемые отечественные реформы — это реформы управления.

Николай Вардуль