17 октября Госдума одобрила во втором чтении бюджет России на 2009 год. В разгар кризиса бюджет выглядит очень уж оптимистичным. Социальные обязательства сохранены, расходы на оборону повышены, деньги на помощь банкам выделены. Между тем доходы государства сокращаются. Возможно, придется объявлять секвестр бюджета или повышать налоги.

Старые традиции

Законопроект "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы" был внесен правительством РФ в Госдуму 25 августа. То есть за день до истечения предусмотренного Бюджетным кодексом срока. Планировалось, что бюджет будет внесен раньше срока. Спикер Госдумы Борис Грызлов даже хотел, "чтобы весной, в апреле-мае, мы фактически уже вышли на бюджет, который можно обсуждать".

У Бориса Грызлова были основания для оптимизма: бюджет-2008 Госдума приняла в третьем чтении 6 июня 2007 года. Тогда спикер заявлял о "рождении новой традиции", а представители "Единой России" говорили о возможных поправках в Бюджетный кодекс, которые закрепили бы практику принятия бюджета не на осенних, а на весенних сессиях Госдумы.

С бюджетом-2009 этого не получилось. В первом чтении законопроект был принят 19 сентября, во втором — 17 октября. Третье чтение должно состояться до 31 октября, в его рамках возможно лишь перераспределение средств внутри отдельных статей.

Никто из экспертов не сомневается в том, что до 1 ноября бюджет будет принят Госдумой и уйдет в Совет Федерации. До 1 декабря согласованный обеими палатами парламента бюджет должен быть представлен на подпись президенту.

Бюджет 2009 года станет вторым бюджетом России, который принимается в рамках трехлетнего финансового плана. План продлен до 2011 года, однако новые традиции вновь вступили в жесткий конфликт со старыми.

Бюджет-2009 принимается в разгар кризиса. Концепцию бюджета неплохо бы поменять, чтобы приспособиться к изменившейся обстановке. Но трехлетний план в таком случае придется либо отбросить, либо скорректировать до неузнаваемости. Чего просто так сделать нельзя, поскольку бюджет является конституционным законом. А трехлетний финансовый план в свое время принимался также в качестве конституционного закона.

Конечно, при полном контроле "Единой России" над Госдумой нет проблем получить необходимые две трети голосов депутатов для коррекции основных параметров трехлетнего плана. Однако тем самым будет создан неприятный прецедент: власти фактически распишутся в неспособности составить финансовый план на три года вперед.

Можно обойтись, конечно, и более простой процедурой секвестрирования трехлетнего бюджета. Проблема, однако, в том, что требуется изменить параметры двух лет, не трогая текущий год. Но процедура частичного секвестрирования бюджета нигде в законодательстве не прописана. Сейчас юридически корректно осуществить ее нельзя. Налицо законодательный казус, ловушка, которая возникла из-за того, что трехлетнее финансовое планирование не предусматривало возможность кризиса.

Новые веяния

Как бы там ни было, основные параметры бюджета на 2009 год и на 2010-2011 годы утверждены. Темпы роста ВВП запланированы в 2009 году на уровне 7,5%, в 2010-м и 2011 годах — на уровне 8,0%. Откуда возьмется такой стремительный рост ВВП на фоне очень вероятного сокращения производства из-за кризиса, власти не объясняют.

Профицит бюджета предполагается обеспечить за счет доходов от экспорта энергоносителей. В 2009 году они предусмотрены на уровне 4,69 трлн руб., в 2010 и 2011 годах — 4,53 трлн и 4,63 трлн руб. соответственно. Для получения таких доходов российское правительство запланировало средние цены на нефть Urals в 2009 году на уровне $95 за баррель, в 2010 году — $90/баррель, в 2011 году — $88/баррель. Цифры эти выглядят довольно странно: сегодня цена нефти Urals чуть ниже $70 за баррель, да еще и явно прослеживается тенденция к ее дальнейшему снижению.

Возможно, правительство надеется на действия ОПЕК, которая собирается сократить добычу нефти с 1 ноября 2008 года. Или на "газовую ОПЕК", которую Россия образовала 20 октября вместе с Ираном и Катаром. Но в любом случае исполнение бюджета-2009 и трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы возможно только при развороте тренда нефтяных цен. А он пока разворачиваться упорно не желает.

Как, впрочем, не желает делать этого и доллар. Среднегодовой курс рубля к доллару США в проекте бюджета заложен на уровне 24,7 руб. в 2009 году, 26,0 руб.— в 2010 году и 27,3 рубля — в 2011-м. Как рассчитывать на такой курс, если сегодня курс составляет 26,9 руб./$, не очень понятно.

По мнению экспертов, при уровне нефтяных цен $70 за баррель Urals российский бюджет становится устойчиво дефицитным. В прошлые годы это не было бы проблемой, поскольку небольшой дефицит бюджета вполне мог быть покрыт выпуском облигаций Минфина. Однако при нынешней ситуации на фондовом рынке Минфин рискует не найти покупателей. И тогда останется единственный путь — секвестр. Либо повышение налогов, которое, очевидно, способно существенно замедлить экономический рост.

Секвестрировать в бюджете есть что: документ предусматривает рост социальных расходов и ассигнований на оборону. Например, военные расходы предполагается увеличить на 60 млрд руб. или на 25,7%, до 1 трлн 277,5 млрд руб. Сначала их предполагалось увеличить на 80 млрд руб. (то есть более чем на 30%), но в последний момент правительство снизило планку.

В бюджете также предусмотрен рост на 10% пенсий и зарплат. Продолжается финансирование нацпроектов, а также помощь различным отраслям экономики. Банковская система в 2009 году получит 175 млрд руб. (единственное влияние кризиса на бюджет). Однако банкиры — далеко не единственные в списке получателей государственных денег. Например, на компенсацию удорожания в 2008 году дизельного топлива сельхозпроизводителям предлагается направить 15 млрд руб. И подобного рода расходов в бюджете довольно много.

Неподъемное бремя

Однако нельзя сказать, что власти не понимают опасности излишнего социального бремени в период кризиса. Например, 9 октября на встрече с фракцией КПРФ в Госдуме премьер-министр РФ Владимир Путин заявил: "Нам нельзя постоянно накручивать спираль социальных обязательств государства, не думая о последствиях бюджетной системы. Это все должны быть взвешенные решения. Надо смотреть на десятилетие вперед, что будет через 10-15 лет. Может, мы с вами такие сладенькие решеньица сегодня напринимаем, так будем красиво смотреться перед гражданами, а что мы оставим потом? Как это будет все работать в бюджетной системе? Сможет ли она обеспечить тот уровень социальных обязательств государства, который мы заявим сегодня? Как это будет возрастать, в какой прогрессии?"

По мнению финансовых властей, "прогрессия", несмотря ни на что, убывающая. Например, 22 октября Банк России обнародовал "Основные направления денежно-кредитной политики на 2009-2011 годы", где повысил прогноз по инфляции в 2008 году до 13% (ранее было 11%). В 2009 году правительство и ЦБ планируют снизить инфляцию до 7-8,5%, в 2010-м — до 5,5-7%. По мнению правительства и Центробанка, к 2011 году уровень инфляции не превысит 5-6,8%.

За счет чего инфляция в России в 2009 году должна упасть едва ли не вдвое, ни правительство, ни Госдума, ни ЦБ не поясняют. Зато в проекте бюджета на 2009 год заложен рост тарифов на газ на 25%, на электроэнергию — на 19-26%, на услуги ЖКХ — на 22%. Но рост тарифов плохо согласуется с планами снижения инфляции. Да и в целом бюджет-2009 на фоне кризиса выглядит не очень реалистичным.

Журнал «Деньги» № 42(697) от 27.10.2008.

АЛЕКСАНДРА МЕРЦАЛОВА, ПАВЕЛ ЧУВИЛЯЕВ