С 1 марта вступает в силу временный запрет на экспорт бензина сроком на полгода. Мера, одобренная премьером Михаилом Мишустиным, не касается уже согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. По оценкам аналитиков, она обусловлена исключительно сезонными факторами – высоким спросом на бензин в весенне-летний период и плановыми ремонтными работами на НПЗ. Эксперты называют это решение явно вынужденным и в целом оправданным, но предупреждают, что есть у него и побочные эффекты.

«В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке», - сформулировал задачу вице-премьер Александр Новак в письме на имя Мишустина от 21 февраля. Свою инициативу он обосновал данными мониторинга биржевых цен. С начала 2024 года стоимость бензина АИ-92 и АИ-95, а также летнего дизельного топлива выросла на 8–23%. При этом на автозаправках цена АИ-92 и АИ-95 снизилась на 2 и 1 копейку за литр соответственно, летний дизель подешевел на 7 копеек, а цена зимнего осталась на прежнем уровне. По словам вице-премьера, в такой ситуации необходимо увеличить нормативы торгов нефтепродуктами на бирже и ввести временный запрет на экспорт.

Сегодня в какой-то степени (хотя и не в столь острой форме) повторяется прошлогодняя история. В сентябре 2023-го правительство запретило экспортировать бензин в пожарном порядке - из-за взрывного роста оптовых цен и тяжелой ситуации с топливным обеспечением уборочной кампании. В ряде регионов АЗС закрывались из-за убытков. Кроме того, летом объемы перевозок нефтепродуктов по железной дороге в России увеличились в два раза по сравнению с 2022 годом. Нефтяники не получали топливо в нужные сроки, и им приходилось простаивать без продаж.

В ноябре меру отменили. В Минэнерго тогда сообщили, что за два месяца на внутреннем рынке сформировался профицит топлива, а биржевая стоимость бензина Аи-92 и Аи-95 снизилась на 10-11%.

«Нынешнее решение точно не стало неожиданностью, поскольку только за январь и февраль разные сорта бензина подорожали на 8-23%, - говорит руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. - И в дальнейшем ничто не предвещало замедления динамики: скоро стартует посевная кампания, начнется сезон отпусков, причем набирают популярность автопутешествия по России. На крупнейших НПЗ весной и летом 2024 года будут проводиться плановые ремонтные работы. Соответственно, срочное регуляторное вмешательство является оправданным и практически неизбежным шагом. Правительство рассчитывает на насыщение внутреннего рынка за счет ограничения на вывоз топлива для продажи».

Нефтяные компании, в чей портфель поставок входят страны ЕАЭС, Узбекистан, Южная Осетия и Абхазия, новые правила не затронут. Экспорт не прекратится. А вот поставщики бензина в Грузию, Турцию, Бразилию, Нигерию, ОАЭ, Тунис потеряют в деньгах. Впрочем, рассуждает Шнейдерман, за счет быстрой оборачиваемости продукта внутри страны убытки будут минимальными, особенно с учетом временного характера меры.

«Решение о запрете на экспорт обсуждалось правительством еще в конце 2023 года, наряду с другими опциями, - отмечает ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. - Тогда еще не было ясно, насколько оно необходимо в реальности. С тех пор произошло несколько событий, прежде всего, масштабная авария на Нижегородском НПЗ. В итоге период традиционных сезонных ремонтных работ растянется там на несколько месяцев, захватив как минимум весь второй квартал. А значит, объемы выпуска нефтепродуктов с этих предприятий снизятся. Это обстоятельство, наряду с серьезным ростом биржевых цен, сыграло определяющую роль».

По словам собеседника «МК», в условиях ремонтных работ на НПЗ мера должна восстановить объемы предложения, стабилизировать спрос, выровнять ценовую динамику. Другое дело, что системно она не решает проблему извечной волатильности топливных цен. Надо повышать коэффициент переработки нефти, модернизировать НПЗ, а это весьма затратно.

Дело в том, что бензиновая ценовая динамика имеет ярко выраженную сезонную волатильность, связанную и с погодными условиями, и с проведением необходимых сельскохозяйственных работ. Государству приходится сглаживать эти пики, поскольку они, среди прочего, перекладываются в издержки торговых сетей на логистику и подхлестывают инфляцию. Запрет оправдан, вопрос лишь в том, как долго он продлится в реальности (формально – полгода) и какие уроки регуляторы извлекут из этой истории на будущее, рассуждает Масленников. Сейчас надо спокойно, без лишнего напряжения провести посевную и быть готовыми к резкому всплеску спроса на бензин со стороны автовладельцев, которые активизируются после зимнего сезона, начинают ездить на дачи и по стране.

Авторы: ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВ