В конце декабря этого года заканчивается действие пятилетнего соглашения по транспортировке российского газа по территории Украины.

В нормальных обстоятельствах стороны уже бы приступили к официальным переговорам о продлении контракта. Однако информации об этом не поступало. Наоборот, еще в августе прошлого года министр энергетики Украины Герман Галущенко заявил, что его страна не собирается обсуждать продление транзитного контракта.

Президент Украины Владимир Зеленский вообще призывает перекрыть все поставки российского газа в Европу, включая турецкий маршрут.

Против поставок российского газа через Украину выступают и ряд европейских чиновников. Так, еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон 15 февраля предупредила, что уведомила Украину об отсутствии интереса ЕС к транзитному договору. Она уверена в эффективности альтернативных решений: «Мы сможем использовать систему газохранилищ на Украине для хранения газа и для реверсных поставок». Согласована ли эта позиция непосредственно со странами — потребителями остаточных объемов российского газа, Симсон не уточнила.

Однако министр по вопросам климатических мер Австрии Леонор Гевесслер объявила о планах ее правительства рассмотреть возможность выхода из газовых контрактов между OMV и «Газпромом», ряд из которых действует до 2040 года. Впрочем, в австрийском концерне обоснованно отреагировали сдержанно, напомнив, что российский природный газ не подпадает под евросанкции.

Российское правительство, со своей стороны, не отвергает переговоры с порога, но при этом ждет предложений от европейцев. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов неоднократно пояснял, что «европейские страны должны сами все же позаботиться и попробовать выйти с каким-то предложением, как сохранить транзит, потому что они в этом заинтересованы».

В принципе ожидание транзитного предложения со стороны европотребителей не так уж безнадежно. 24 января этого года премьер Словакии Роберт Фицо провел переговоры в Ужгороде с украинским коллегой Денисом Шмыгалем, в ходе которых затронули и тему газового транзита. Оценки итогов были прямо противоположны. Фицо выразил надежду, что транзит выживет и в 2025 году. Шмыгаль — продления контракта не будет. Но все равно украинский премьер допускает вероятность обсуждения с какой-либо страной ЕС вопроса «об использовании своей газотранспортной сети». Можно сделать вывод: Киев не готов продлевать действующее соглашение с «Газпромом», но не исключает возможности поставок российского газа по своей ГТС и после 2024 года.

Однако для того, чтобы прогнозировать либо похороны газового проекта, либо его воскрешение в 2025 году, необходимо разобраться с тем, что представляет собой российско-украинское газовое соглашение от декабря 2019 года.

Тогда в результате скоротечных переговоров между Россией, ЕС и Украиной был подписан пакет документов об урегулировании судебных споров и взаимных претензий между «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины, а также новый транзитный договор между компаниями сроком на пять лет.

По его условиям «Газпром» гарантировал прокачку суммарно не менее 225 млрд кубометров природного газа: 65 млрд — в 2020 году, по 40 млрд — в 2021–2024 годах. На эти объемы распространялось правило ship or pay («качай или плати»), а «Нафтогаз» бронировал соответствующие мощности у компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ), созданной в рамках перехода на европейские правила. Размер тарифа не оглашался, но, судя по неофициальным данным, речь идет о $3,1 за 1 тыс. «кубов» на 100 км. Итого, что подтвердил и Зеленский, суммарный доход украинской стороны от транзита за весь срок контракта должен был достигнуть $7 млрд.

Выигрыш Киева от соглашения налицо. Кроме того, Зеленский просто выполнил требования Брюсселя, в то время не готового отказаться от российского газа.

Были плюсы и у «Газпрома». «Нафтогаз» под давлением ЕС отозвал все судебные иски против российской газовой компании, которые в целом превышали $17 млрд. Киев оспаривал принцип take or pay («бери или плати»), согласно которому покупатель газа должен полностью выбрать заказанный газ или заплатить за его поставку полностью. Долгое время «Газпром» заключал все экспортные контракты на этой основе, включая украинские. Но начиная с середины 2010-х годов западные, а затем украинские компании в арбитражном порядке отказывались от этой схемы. Так что у «Нафтогаза» были перспективы выиграть дело в Стокгольмском арбитраже. Украинцы также считали, что по соглашению от 2009 года, действовавшему до 2015-го, они значительно переплатили за российский газ.

К тому же у «Газпрома» не было иного выхода, чтобы поставить в полном объеме законтрактованный в Европе газ, в то время как строительство «Северного потока-2» из-за затянувшегося согласования маршрута газопровода через особую экономическую зону Дании и американских санкций не было завершено.

В общем, пока еще действующий транзитный договор для России оказался вынужденным. Не случайно «Газпром» вначале не мог обеспечить полную договорную загрузку украинской ГТС. Так, в 2020-м было задействовано только 86% гарантированных мощностей — 55,8 млрд куб. м. По сравнению с 2019 годом транзит сократился на 38%. В 2021 году общий транзит, по данным ОГТСУ, составил 41,6 млрд куб. м.

В 2022–2023 годах, после начала СВО, суточные объемы поставок российского газа сильно колебались, в том числе из-за перекрытия Украиной трубопровода «Сохрановка» — Словакия». По итогам 2023 года газовый транзит не превысил 14 млрд «кубов».

Получается, что обозначенные Зеленским $7 млрд за газовый транзит тают на глазах. Впрочем, украинская сторона требует от «Газпрома» платить полностью по принципу «качай или плати», положенному в основу последнего контракта. Но «Газпром» отказывается оплачивать перекрытый украинцами трубопровод «Сохрановка» — восточная граница Словакии». И, скорее всего, «Газпром» больше никогда не будет оплачивать кому бы то ни было воздух. А такой контракт тем более не интересен Украине.

Таким образом, перспективы украинского газового транзита более чем призрачны. Скорее всего, собственно продления прежних соглашений не будет. Но возможно заключение трехстороннего соглашения с Австрией и Словакией, которые практически на 100% зависят от поставок российского газа. В получении наших углеводородов заинтересованы также Венгрия, Чехия и Италия. Первая страна, правда, в основном получает российский газ по Балканскому трубопроводу, продолжению «Турецкого потока». Италия заместила российский трубный газ американским и катарским СПГ, а также трубным газом из Алжира.

Однако и здесь есть непреодолимые трудности. Катар требует сверхдолгосрочных контрактов, минимум на 20 лет. Президент США Джозеф Байден в январе запретил строительство двух новых экспортных терминалов СПГ в Техасе. Это может ограничить поставки американского СПГ в недалеком будущем.

Поэтому прекращение газовых поставок по украинскому маршруту, при всей их нынешней ограниченности, может привести к топливному дефициту в Европе и, соответственно, к очередному всплеску цен. Министр экономики Германии Робер Хабек недавно признался, что полностью заместить газ из России не удалось. Так, в его стране, по ряду оценок, не замещено 26 млрд «кубов» в годичном выражении. Пришлось закрыть заводы по производству удобрений.

Поэтому до сих пор остается возможность заключения российско-европейского договора о продаже газа на российско-украинской границе. Затем европейский консорциум будет в ежемесячном режиме бронировать мощности украинской ГТС.

Но перспективы такого исхода также не ясны. Во-первых, украинская ГТС крайне изношена, и ремонтировать ее там никто не собирается. А во-вторых, в 2021 году на условиях ежемесячного аукционного бронирования функционировала польская часть трубопровода «Ямал–Европа». Объемы постоянно падали, а 26 апреля 2022 года Варшава вообще реквизировала эту трубу.

Так что перспектив запустить уцелевшую ветку «Северного потока-2» может оказаться больше, чем у продления украинского маршрута. Если, конечно, к началу 2025 года не сменятся власти в Киеве и Вашингтоне.

Кстати, украинскую газовую «мину» заложили еще в 1970 году. ФРГ заключила тогда газовый «контракт века» с СССР при условии строительства сети трубопроводов именно через Украину и Чехословакию, чтобы обойти ГДР.

Авторы: КОНСТАНТИН СМИРНОВ