Российские туркомпании объясняют нестабильность своего бизнеса слишком низкими ценами на путевки, которые они называют демпинговыми. Однако граждане сомневаются в небывалой щедрости бизнесменов, которые якобы работают себе в убыток. Ведь цены на одни и те же туры в России порой выше, чем в Европе. Вчера Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело в отношении руководителей обанкротившегося туроператора «Ланта-тур вояж» из-за подозрений в мошенничестве. А в Интернете появились призывы о помощи к премьеру Владимиру Путину от пострадавших клиентов «Ланты-тур». Эксперты видят причины кризиса турбизнеса в общей экономической нестабильности, завышенных ценах на авиабилеты и неосмотрительности самих предпринимателей.

Ситуация вокруг туроператора «Ланта-тур вояж» накаляется. Вчера в СМИ поступили сообщения о том, что на московский офис туроператора было совершено разбойное нападение и что он разгромлен. Столичная полиция, в свою очередь, сообщила только о небольших повреждениях входной двери. А в Интернете уже появились призывы пострадавших россиян к Владимиру Путину с просьбой решить проблему деятельности туркомпаний, которые постоянно срывают отдых тысяч россиян. Вчера же Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении руководителей «Ланты-тур вояж» по статье «Мошенничество» за нанесение материального вреда клиентам в особо крупном размере. По оценке СКР, речь идет о более чем 3,5 тыс. пострадавших россиянах. Об этом сообщил вчера Интерфаксу официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Напомним, после того как «Ланта-тур вояж» объявила о своем банкротстве, многие россияне, отдыхающие за рубежом, столкнулись с серьезными проблемами. В частности, администрации гостиниц не выпускали туристов, требуя оплатить проживание, и некоторым россиянам приходилось выбираться из самого настоящего плена, рискуя имуществом и здоровьем.

Как пояснил Маркин, в период с конца 2011 года до 28 января 2012-го по указанию руководства компании в Москве с клиентами были заключены договоры на оказание им туристических услуг, включавших в себя авиаперелеты, трансфер, проживание в гостиницах, экскурсии. «Оговоренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объеме, однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан».

В рамках возбужденного дела предполагается также дать «правовую оценку действиям или бездействию» чиновников, в обязанности которых входит контроль за соблюдением законов в туристической индустрии страны. Помимо уголовной ответственности руководству компании грозит также административная. Об этом сообщил вчера глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.

Российский туристический бизнес крайне болезненно отреагировал на такие новости. Его представители не скрывают своего удивления и говорят о скоропалительности принятых властями решений. «Выводы, которые сделал СКР после нескольких часов общения с руководством компании «Ланта-тур», причем не имея на руках всех материалов, списков, итоговых сумм, вызывают удивление», – сказал первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович. По его мнению, позиция ведомства противоречит призыву премьера Владимира Путина руководствоваться принципом презумпции добросовестности бизнеса.

Сами представители туротрасли уверены, что банкротство «Ланты-тур вояж» – следствие не мошенничества, а кризиса всей российской туриндустрии, которая идет ко дну якобы из-за массового демпинга туркомпаний. Как поясняла пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, обанкротившаяся компания шла за рынком, который погряз в демпинге. Многие туроператоры работают себе в убыток. По оценкам РСТ, около 45% турпродукта в РФ продается ниже себестоимости. Ситуация усугубилась неожиданно низким новогодним спросом на туры. Также у туркомпаний часто возникают проблемы с получением необходимых кредитов и оплатой авиабилетов, рассказывает Тюрина.

Впрочем, рассуждения представителей туротрасли о демпинге звучат не слишком убедительно. «НГ» сравнила стоимость типичных предложений как в российских турфирмах, так и в турфирмах, работающих в Украине, Польше и Германии. Анализ показал, что на самом деле украинцы или немцы платят за один и тот же тур примерно столько же, а то и меньше, чем россияне. Для сравнения брались февральские цены за недельный тур на двоих в Хургаду (Египет), включая перелет и проживание в четырехзвездочном отеле. Выяснилось, что в России, странах СНГ и некоторых европейских столицах цены находятся примерно на одном и том же уровне. Речь идет, как правило, о 1000–1200 долл. за тур. При этом на российском рынке вполне можно найти предложения по тому же маршруту, превышающие по цене даже 2 тыс. долл. Так что российские клиенты особого демпинга на себе не ощущают.

Противоречат рассказам о демпинге и другие заявления представителей турассоциаций. Во-первых, они говорят о росте доли самостоятельного туризма. Во-вторых, демонстрируют статистику роста выездного туризма на десятки процентов и за 9 месяцев 2011 года, и по итогам 2010 года. Но разве могут расти стимулы к самостоятельному туризму, если туркомпании предоставляют услуги чуть ли не ниже себестоимости? Да и какой смысл прибегать к демпингу, если спрос на выездной туризм демонстрирует подъем, согласно статистике?

Эксперты «НГ» признают, что российский турбизнес действительно нельзя назвать высокорентабельным. Его доходность, как правило, находится на уровне 5%, и это скромный показатель, уточняет аналитик компании «Солид» Елена Юшкова. Однако тезис о том, что вся отрасль будто бы погрязла в демпинге, эксперты не поддержали. Даже сейчас есть фирмы, которые нацелены на богатых клиентов. Так что проблемы отрасли гораздо глубже. Как поясняет Юшкова, на рынке высока конкуренция, фирмы иногда наращивают до предела свои расходы на рекламу. При этом издержки начинают превышать доходы. Тогда фирмы обращаются к банкам за непомерно большими кредитами – в надежде на будущий спрос. Но вернуть эти кредиты они уже не в состоянии. Клиенты в условиях нестабильной экономической ситуации не готовы к завышенным и неоправданным тратам, они ищут разумные по соотношению цены и качества предложения. Отсюда – проблемы у компаний, которые вели себя неосмотрительно.

Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева добавляет еще одну подробность: «Цена туров во многом складывается из цены авиабилета. Стоимость авиаперелета может составлять до 70% стоимости всего тура. А в России очень высокие цены на авиабилеты, так как в сфере авиаперевозок низка конкуренция. Поэтому за счет высокой стоимости авиаперелета цена на туры может быть выше, чем из стран СНГ или европейских стран». Убыточность туротрасли РФ – во многом следствие завышенных монополистами цен на авиаперелеты.

По мнению экспертов, банкротство «Ланты-тур» – далеко не последнее. «В ближайшие полгода возможны дальнейшие банкротства туркомпаний в первую очередь из-за рискованных действий их руководителей. Наиболее подвержены риску небольшие турфирмы, вышедшие на рынок несколько лет назад», – считает Юшкова. Если же банкротства настигнут нескольких крупных туроператоров – а это отнюдь не исключено, – тогда россиян ждет уже довольно серьезное повышение стоимости туров.

Анастасия Башкатова