Помнится, в советские времена нам всё время «дули в уши» про строительство БАМа, Атоммаша и других мегапроектов. И куда всё это делось? К счастью, не все они разделили печальную судьбу московского автозавода АЗЛК, который тоже был и ударной, и комсомольской стройкой.

Курская магнитная аномалия

Что было? Второй в мире по размерам запасов источник железной руды — 30 млрд тонн. Разрабатывается с 1952 г. (Коробковское месторождение). В 70-х годах в строй вступили горно-обогатительные комбинаты (ГОК) на Лебединском, Михайловском, Стойленском месторождениях. Производили железнорудный концентрат и окатыши*.

Что стало? После распада СССР на территории КМА прошла масштабная приватизация. Лебединский (19,8 млн т концентрата и 8,8 млн т окатышей в год) и Михайловский (15,3 и 9,7 млн т соответственно) ГОКи входят в состав холдинга «Металлоинвест». ОАО «Стойленский ГОК» в Старом Осколе производит 14,5% товарной руды по России.

Атоммаш

Что было? Волгодонский завод тяжёлого машиностроения создавался с 1973 г. как предприятие по выпуску продукции для ядерной энергетики. С 1975 г. — ударная комсомольская стройка. Выпускал реакторы типа ВВЭР.

Что стало? В 90-х годах приватизирован и частично перепрофилирован, входит в холдинг ОАО «Энергомашкорпорация». Занимается в основном оборудованием для нефтегазовой отрасли, турбинами для ТЭЦ малой мощности. Оборудование для АЭС — 10% от общего объёма.

Ан-124

Что было? Самый большой транспортный самолёт в мире Ан-124 «Руслан» — вершина советского авиапрома. Разработан в КБ им. Антонова на Украине как самолёт военно-транспортной авиации, производился на Ульяновском авиастроительном заводе. Поднимает до 150 тонн груза и несёт их на дальность 3200 км.

Что стало? Ульяновский авиапромышленный комплекс ныне ЗАО «Авиастар-СП». Последний на сегодня Ан-124 был собран здесь в середине 90-х. Идеи возобновить производство гражданских версий самолёта отложены до 2016 г. Закупки военно-транспортных Ан-124 внесены в Госпрограмму вооружений до 2020 г.

Чебоксарский завод промышленных тракторов

Что было? ЧЗПТ строился с 1972 г. для производства тяжёлой техники для топливно-энергетического комплекса, лесозаготовок, дорожного строительства. Первый трактор Т-330 был собран в 1975 г.

Что стало? Ныне ОАО «Промтрактор», входит в концерн «Тракторные заводы». Под брендом «Четра» производит колёсные и гусеничные бульдозеры, трубоукладчики и экскаваторы от маленьких коммунальных до гигантских. Владеет сетью сервисных центров.

Байкало-Амурская магистраль

Что было? Строить БАМ начали в 30-х годах, линия Тайшет — Братск была построена (в основном руками заключённых) в 1951 г. С 1974 г. БАМ — Всесоюзная ударная комсомольская стройка. За 12 лет построен участок БАМ — Тында — Беркакит (3 тыс. км). Планировалось использовать магистраль для вывоза из Восточной Сибири природных богатств. Из-за распада СССР освоить удалось только Южно-Якутское угольное месторождение.

Что стало? Строительные работы на БАМе продолжаются. В 2003-м наконец-то сдали 15-километровый (самый длинный в России!) Северо-Муйский тоннель, который начали рыть в 1977-м. Пока дорога остаётся нерентабельной — перевозит всего 12 млн т грузов в год. На долю перевозок пассажиров приходится 1% от общероссийских.

*Производимое на ГОКах сырьё для металлургических комбинатов. Кругляши размерами 3-10 мм и содержанием железа 60-70%.

Сергей Осипов